Сегрегация и перепады температур в дорожном строительстве

Перепады температур и сегрегация  являются серьезными проблемами, которые могут привести к раннему разрушению дорожного покрытия.

Сегрегация

Сегрегация — это неравномерное распределение грубых и мелких компонентов в асфальтобетонной смеси.

  • Грубая сегрегация. Происходит, когда смесь наполнена более крупными фракциями. Такая смесь характеризуется низким содержанием асфальта, не достаточной плотностью, большими пустотами,  и соответственно недолговечностью покрытия.
  • При достаточном количестве мелких фракций в смеси и правильной подготовке, качество дорожного полотна заметно выше.

Одно из самых губительных для дорожного полотна, являются сегрегационные пятна, где рядом могут соседствовать участки дороги, разные по фракционному наполнению. Что приводит к быстрому разрушению дорожного полотна, образованию выбоин и трещин.

Температурные перепады

Сегрегация и перепады температур в дорожном строительстве

Для правильного уплотнения горячей асфальтобетонной смеси, температура в начале уплотнения должна быть в пределах 100-145°С.  Основная часть работ по уплотнению, должна произойти при температуре выше 100°С, это даст необходимую степень уплотнения дорожному покрытию.

  • В работе с асфальтобетонной смесью в которых содержание щебня от 50 % и выше, рекомендуется начинать уплотнение, при температуре не менее 150ºС.
  • При работе в холодный период, надо учитывать, что температура асфальтобетонной смеси падает на 5-7ºС в минуту.

Стоит обратить внимание, на перепады температур между слоев. Более холодная масса поступает из поверхностного слоя (или коры), обычно образующегося при транспортировке  от смесительного завода до рабочей площадки. Эти области будут быстрее охлаждаться до температуры прекращения уплотнения, что приведет к изолированным пятнам недостаточного уплотнения.


Nota bene:

Температура при которой дальнейшее уплотнение невозможно, обычно 70-80ºС.  Кроме, когда в смеси используется ПАВ и минеральный порошок.


Выводы:

Таким образом, температурные перепады могут вызывать отдельные области недостаточного уплотнения, что приводит к снижению прочности, уменьшению долговечности, ускоренному старению дорожного покрытия.

Ошибки при строительстве дорожного полотна, такие как сегрегация или неправильно выбранный температурный режим при уплотнении, демонстрируют практически схожие симптомы и приводят к одинаковым типам повреждений.

 


Автор: П. Тихонов
Источник: Стройка