Консалтинговая компания NF Group провела исследование сегмента 3PL-логистики (Third-Party Logistics), который подразумевает комплексный аутсорсинг логистических услуг (услуги ответственного хранения, перевозки, обработки, комплектации заказов, управления запасами, доставка).
Эксперты провели опрос ключевых операторов, чтобы выяснить изменения в сегменте за год: так, 18% респондентов отмечают снижение значимости Санкт-Петербурга как одного из главных хабов в европейской части страны, 47% увеличили объемы грузоперевозок в восточном направлении.
Отдельные представители выделили Турцию в качестве альтернативного направления для перевозок, а также подчеркнули востребованность портов Астрахани и Новороссийска, что обусловлено ростом поставок из Центральной Азии и Ближнего Востока.
✅ Согласно исследованию, объем спроса на складские площади логистических операторов за девять месяцев 2023 года составил 581 000 кв. м, что превышает показатель за весь 2022 год на 27%. К концу IV квартала объем спроса может достигнуть уровня 2021 года – 730 000 кв. м.
✅ Загрузка их площадей увеличилась с конца сентября 2022 года на 3 п. п. – до 94%, а доля вакантных паллетомест по России в среднем составила 6%, вернувшись к значениям досанкционного периода.
В тройке лидеров с наибольшими объемами оперируемых складских площадей в Московском регионе остаются:
- FM Logistic (728 000 кв. м), на которую приходится 79% площадей, Tablogix (вкл. Itella, 400 000 кв. м) и 20А (278 000 кв. м).
В регионах:
- Наиболее значимыми по объемам оперируемых складских площадей логистическими компаниями в регионах являются AP Trade (180 000 кв. м) и СТА Карго (106 000 кв. м).
Динамика объема сделок с транспортно-логистическими компаниями и его доли в общей структуре спроса по России
комментарий
Региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group, Константин Фомиченко
«3PL-операторы являются важной и очень активной частью рынка складской недвижимости в России. В соответствии с тем, как они реагируют на изменения, можно оценить тенденции и направление развития рынка. На фоне того, что спрос превышает предложение, можно сделать вывод, что рынок очень активен.
Ключевыми клиентами 3PL-операторов по объему занимаемых площадей являются производители продуктов питания, FMCG-товары и производственные компании – на них приходится более половины от всех занимаемых площадей. Доля e-commerce сократилась до 4%».
Профиль клиентов логистических операторов по объему занимаемых площадей
Согласно данным опроса 3PL-операторов, изменение географии перевозок и перестройка цепочек поставок затронула 76%[1] всех компаний. Порядка 81% игроков были вынуждены скорректировать маршруты и способы доставки до клиентов.
Причем многие из них воспринимают санкции, как дополнительный драйвер развития рынка логистики, который приводит к отказу от консолидации маршрутов в европейском направлении и их диверсификации.
За прошедший год (с сентября 2022 года) выросли все основные тарифы на услуги 3PL-операторов. Самое большое удорожание произошло по стикеровке (+36% г/г). Сопоставимый рост наблюдается по таким категориям, как паллетное хранение (+28%), пикинг (+26%) и механизированные погрузочно-разгрузочные работы (+24%).
Динамика стоимости услуг 3PL-операторов
Услуги |
IV кв. 2021 |
III кв. 2022 |
III кв. 2023 |
Рост 2023/2022 |
Хранение паллеты, руб./сутки | 16,7 | 17,6 | 22,6 | 28% |
Хранение паллеты в зоне с холодильным температурным режимом, руб./сутки | 25 | 28 | 31,4 | 12% |
Хранение паллеты в зоне с морозильным температурным режимом, руб./сутки | 27 | 33 | 40,3 | 22% |
Стикеровка, руб./стикер | 3 | 4,4 | 6 | 36% |
Пикинг, руб./коробка | 9 | 10,4 | 13,1 | 26% |
Механизированные погрузочно-разгрузочные работы, руб./тонна | 115 | 123 | 152,2 | 24% |
Основные факторы, которые могут стать причиной продолжения роста стоимости услуг: сохранение уровня инфляции или ее дальнейшее ускорение, низкая доля свободных площадей на складах и дефицит персонала. К рискам со стороны складского предложения также можно отнести удорожание земельных участков и строительства, рост арендной платы.
Порядка 63%[2] (56% годом ранее) логистических операторов выбрали Московский регион в качестве одного из основных направлений для расширения своего присутствия. На Санкт-Петербург пришлось 11%, на Екатеринбург, Владивосток и остальные регионы России – 11%, 16% и 47% соответственно.
Данные результаты говорят о том, что несмотря на сильную роль столицы как основного логистического центра, регионы становятся все привлекательнее для дальнейшего развития провайдеров 3PL-услуг.
[1] Вопрос предполагал свободную форму ответа.
[2] Вопрос предполагал множественный выбор.
По материалам: NF Group