3PL-логистика: итоги за девять месяцев 2023 года 

Консалтинговая компания NF Group провела исследование сегмента 3PL-логистики (Third-Party Logistics), который подразумевает комплексный аутсорсинг логистических услуг (услуги ответственного хранения, перевозки, обработки, комплектации заказов, управления запасами, доставка). 

Эксперты провели опрос ключевых операторов, чтобы выяснить изменения в сегменте за год: так, 18% респондентов отмечают снижение значимости Санкт-Петербурга как одного из главных хабов в европейской части страны, 47% увеличили объемы грузоперевозок в восточном направлении.

Отдельные представители выделили Турцию в качестве альтернативного направления для перевозок, а также подчеркнули востребованность портов Астрахани и Новороссийска, что обусловлено ростом поставок из Центральной Азии и Ближнего Востока.

✅ Согласно исследованию, объем спроса на складские площади логистических операторов за девять месяцев 2023 года составил 581 000 кв. м, что превышает показатель за весь 2022 год на 27%. К концу IV квартала объем спроса может достигнуть уровня 2021 года – 730 000 кв. м.

✅ Загрузка их площадей увеличилась с конца сентября 2022 года на 3 п. п. – до 94%, а доля вакантных паллетомест по России в среднем составила 6%, вернувшись к значениям досанкционного периода.

 

В тройке лидеров с наибольшими объемами оперируемых складских площадей в Московском регионе остаются:

  • FM Logistic (728 000 кв. м), на которую приходится 79% площадей, Tablogix (вкл. Itella, 400 000 кв. м) и 20А (278 000 кв. м).

В регионах:

  • Наиболее значимыми по объемам оперируемых складских площадей логистическими компаниями в регионах являются AP Trade (180 000 кв. м) и СТА Карго (106 000 кв. м).

 

Динамика объема сделок с транспортно-логистическими компаниями и его доли в общей структуре спроса по России

3PL-логистика: итоги за девять месяцев 2023 года 


комментарий

Региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group, Константин Фомиченко

«3PL-операторы являются важной и очень активной частью рынка складской недвижимости в России. В соответствии с тем, как они реагируют на изменения, можно оценить тенденции и направление развития рынка. На фоне того, что спрос превышает предложение, можно сделать вывод, что рынок очень активен.

Ключевыми клиентами 3PL-операторов по объему занимаемых площадей являются производители продуктов питания, FMCG-товары и производственные компании – на них приходится более половины от всех занимаемых площадей. Доля e-commerce сократилась до 4%».


 

Профиль клиентов логистических операторов по объему занимаемых площадей

3PL-логистика: итоги за девять месяцев 2023 года 

Согласно данным опроса 3PL-операторов, изменение географии перевозок и перестройка цепочек поставок затронула 76%[1] всех компаний. Порядка 81% игроков были вынуждены скорректировать маршруты и способы доставки до клиентов.

Причем многие из них воспринимают санкции, как дополнительный драйвер развития рынка логистики, который приводит к отказу от консолидации маршрутов в европейском направлении и их диверсификации.

За прошедший год (с сентября 2022 года) выросли все основные тарифы на услуги 3PL-операторов. Самое большое удорожание произошло по стикеровке (+36% г/г). Сопоставимый рост наблюдается по таким категориям, как паллетное хранение (+28%), пикинг (+26%) и механизированные погрузочно-разгрузочные работы (+24%).

 

Динамика стоимости услуг 3PL-операторов
 

Услуги

IV кв.
2021
III кв.
2022
III кв.
2023
Рост 2023/2022
Хранение паллеты, руб./сутки 16,7 17,6 22,6 28%
Хранение паллеты в зоне с холодильным температурным режимом, руб./сутки 25 28 31,4 12%
Хранение паллеты в зоне с морозильным температурным режимом, руб./сутки 27 33 40,3 22%
Стикеровка, руб./стикер 3 4,4 6 36%
Пикинг, руб./коробка 9 10,4 13,1 26%
Механизированные погрузочно-разгрузочные работы, руб./тонна 115 123 152,2 24%

Основные факторы, которые могут стать причиной продолжения роста стоимости услуг: сохранение уровня инфляции или ее дальнейшее ускорение, низкая доля свободных площадей на складах и дефицит персонала. К рискам со стороны складского предложения также можно отнести удорожание земельных участков и строительства, рост арендной платы.

Порядка 63%[2] (56% годом ранее) логистических операторов выбрали Московский регион в качестве одного из основных направлений для расширения своего присутствия. На Санкт-Петербург пришлось 11%, на Екатеринбург, Владивосток и остальные регионы России – 11%, 16% и 47% соответственно.

Данные результаты говорят о том, что несмотря на сильную роль столицы как основного логистического центра, регионы становятся все привлекательнее для дальнейшего развития провайдеров 3PL-услуг.

 

[1] Вопрос предполагал свободную форму ответа.

[2] Вопрос предполагал множественный выбор.


 

По материалам: NF Group