В предлагаемой статье мы постараемся раскрыть обозначенную тему, во-первых, в русле современных кризисных тенденций, во-вторых, как с точки зрения потребителя лизинговых услуг, так и с точки зрения лизинговой компании.
Последние несколько лет отмечены бурным ростом лизингового рынка. Активно развивалось и направление лизинга строительной техники. Однако согласно прогнозам в 2009 году темпы роста снизятся, и лизинговые компании направят усилия не столько на освоение новых объемов рынка, сколько на улучшение качества текущего лизингового портфеля и структуры пассивов.
В 2009 году количество лизинговых компаний может значительно сократиться.
Стагнация влияет на взаимоотношение строительных фирм и лизинговых компаний. У первых наблюдается острая нехватка оборотных средств, на вторых – давят банки, предоставившие заемные средства для осуществления лизинговых сделок. Однако в этой цепочке «крайними» могут оказаться, прежде всего, лизинговые компании, так как лизингополучатели – строительные компании, почувствовав невозможность дальнейшего несения «лизингового бремени» в любой момент могут потребовать расторжения заключенных договоров лизинга, потеряв часть оплаченных лизинговых платежей. При этом лизинговые компании будут вынуждены реализовывать возвращенное имущество на вторичном рынке, чтобы хоть как-то выполнить свои обязательства перед банками-кредиторами. Учитывая общий финансовый спад, сделать это лизингодателям будет достаточно затруднительно.
В ближайшее время возможно прекращение деятельности многих лизинговых компаний. На рынке останутся крупные игроки – в большинстве своем структурные подразделения банков, а также небольшие компании не успевшие обременить себя большими долговыми обязательствами. Лизинговые компании, не желая ввязываться в реализацию возращенного имущества, будут пытаться договориться как с лизингополучателями(пересмотр графиков платежей, увеличение сроков договоров лизинга и пр.), так и с банками-кредиторами. Если договориться не удастся, то лизинговым компаниям, либо строительным организация, стремящимся исполнить свои долговые обязательства, придется реализовывать имущество на вторичном рынке. Подобная ситуация начала складываться в Европе еще год назад – в этот период на российский рынок стали поступать крайне заманчивые предложения – в частности по продаже бывшей в употреблении европейской строительной техники.
С помощью схем обратного и оперативного лизинга строительные компании и лизингодатели смогут с наименьшими потерями и взаимовыгодно пережить кризис.
Выходом для строителей могли бы стать схемы обратного лизинга, когда имущество, находящееся в собственности сдается в лизинг самому себе, при этом строительная компания является и продавцом и лизингополучателем одновременно. Другим вариантом решения проблемы могут стать схемы оперативного лизинга. В последнем случае, например, строительная техника, вышедшая из лизинга, сразу же отдается на реализацию лизинговой компании, то есть является первоначальным взносом по новому договору лизинга, в рамках которого приобретается аналогичная техника – новая, более современная и производительная. Аналогом обратного лизинга в срезе кредитов может являться получение заемных средств у банков под залог собственного имущества.
Кризис в финансовом секторе, безусловно, повлияет на рынок лизинга, скажется на кредитной политике лизинговых компаний. Она будет более жесткой, требования к финансовому состоянию лизингополучателей будут более строгие, сократится объем финансирования по лизинговым программам, рассчитанным на малый бизнес и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, уменьшатся средние сроки финансирования, так как лизинговым компаниям стало сложнее привлекать долгосрочное фондирование.
Итак, экономический кризис вносит свои коррективы. Но, несмотря на это,лизинг продолжает оставаться тем рычагом, который позволяет строительным организациям оперативно обновлять свои основные фонды, использовать современную технику ведущих мировых производителей.
Автор: Сергеев Владимир
Источник: www.akros-group.ru