ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: АНТИКРИЗИСНАЯ ГАВАНЬ

По признанию участников рынка система государственного заказа излишне бюрократизирована, а доля нечистоплотных сделок может достигать 80%. Между тем, в условиях финансового кризиса многие строители делают ставку именно на госзаказ.

Участники круглого стола «Инфраструктура города и госзаказ: самые капиталоемкие объекты» состоявшегося в рамках выставки «Государственный заказ Санкт-Петербурга 2009» пришли к выводу о том, что непрофессионализм многих отечественных проектировщиков, помноженный на несовершенство ФЗ № 94, мешает эффективно исполнять государственный заказ в строительстве.

«На рынке наступили тяжелые времена даже для тех компаний, которые казались самыми стабильными и устойчивыми, – говорит Заместитель коммерческого директора ООО «Ассоциация по сносу зданий» Виталий Никифоровский. – Дешевых кредитов больше не будет, госзаказ стал той «тихой гаванью», куда все компании стремятся попасть.

Избежать негативных последствий подхода «чем дешевле, тем лучше» можно только с введением обеспечительных мер. Судя по опыту коммерческих тендеров, появляются компании, которые пытаются работать ниже себестоимости. Они получают аванс, а потом растворяются в неизвестности.

Еще одна главная проблема сегодня – крайне низкое качество проектирования. Пятнадцать лет в нашей стране не было масштабных строек, даже в жилье мы до сих пор строим по старым калькам. Из-за этого в ходе исполнения госзаказа у подрядчика возникают трудности согласования документации, особенно в крупных проектах, которые длятся не один год.

Строительство – одна из самых затратоемких отраслей в отличие, например, от поставок товаров. Для строительной сферы должны быть приняты дополнительные правила. Благодаря тому, что у компании есть филиалы по всей стране, сравнив, мы можем сказать: в Петербурге система госзаказа одна из самых прогрессивных по нормативной базе, исполнению и объемам».

«Я бы хотел прокомментировать тезис «чем дешевле, тем лучше», – дополняет генеральный директор ООО «ТЭТРА Инжиниринг» Вячеслав Гулин. – Не все оборудование, которое дешево, может быть одновременно надежным и обеспечивать автономное электроснабжение без сбоев. В случаях, когда в тендерных заявках цена снижается значительно, подрядчику ничего не остается, как закупать более дешевое оборудование, снижая гарантии надежности. Никто не ставит перед собой задачу наживаться на госзаказе, однако подрядчикам необходимо понимание и лояльность со стороны государственных структур».

Заместитель председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга Елена Коваленко сообщила о намерении городских властей ужесточить требования к исполнителям госконтракта. «Эта мера совершенно оправдана. Те, кто смог получить заказ в эти сложные кризисные времена, должны им дорожить».

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, городское строительство продолжается. Об этом свидетельствует определенный рост продаж в сегменте аренды строительной и дорожно-строительной техники, говорит заместитель генерального директора по связям с общественностью группы компаний АКРОС Юрий Смирнов.

По его словам, потребитель по-прежнему делает ставку на комплексное обслуживание, включающее работу топливозаправщиков, сервисное обслуживание техники на строительных площадках, предоставление высококлассных операторов, возможность организации круглосуточной работы, оперативную замену неисправной техники, гарантированную выработка, не ниже норм заявленных заводом изготовителем.

В Северной столице в 2009 году в рамках госзаказа планируется завершить инженерное освоение 58 квартала СПЧ, а также 10 и 7 кварталов в Красном Селе под строительство социального жилья. Несмотря на то, что первоначальную программу Стройкомитета секвестрировали, снизив объем бюджетного финансирования с 55 до 30 млрд. рублей, на строительство социального жилья зарезервировано порядка 12 млрд. рублей. Предполагается, что на эти деньги можно будет построить 440 тыс. квадратных метров жилья для льготников, то есть на 70 тыс. квадратных метров больше, чем в прошлом году.

В числе социальных объектов, которые планируется построить в 2009 году в рамках гоcзаказа – отделение милиции в деловой зоне «Пулково-3», пожарное депо в Шушарах, 4 школы и 7 детских садов в различных районах города. Объекты, которые Стройкомитет планировал построить в рамках горзаказа в 2010 году, также обеспечены лимитами финансирования.

Дорожники Ленинградской области тоже готовятся осваивать бюджетные средства. На дорожные работы в регионе выделена рекордная сумма в 6 млрд. рублей. Для сравнения за предыдущие пять лет на это потрачены всего 10 млрд. рублей, то есть в среднем по 2 млрд. в год.

В основном это будут текущий ремонт дорожного полотна. На дорожные работы предусмотрена гарантия от пяти лет: если за этот срок на асфальте образуются прорехи, исправлять брак подрядчик будет за свой счет.

Стоит отметить, что дорожное строительство и, соответственно, инфраструктурные строительные компании являются тем «локомотивом», который в условиях кризиса может «тянуть» всю экономику или, по крайней мере, строительную отрасль. Все это становится возможным благодаря большой капиталоемкости и длительности реализации инфраструктурных проектов.

Еще один аспект, позволяющий говорить об инфраструктурных компаниях как о «локомотивах» для вывода экономики из кризисного состояния – их государственный или полугосударственный характер, так как на сегодняшний день только государство располагает достаточными финансовыми ресурсами для реализации инфраструктурных проектов.

 


 


Автор:
Источник: