Существует целый ряд отделочных материалов и интерьерных решений, разыскивая информацию о которых в каком-нибудь толстом справочнике, хочется вместо раздела «строительство и ремонт» открыть главу «культура и искусство». В самом деле, разве можно не оценить великолепие, скажем, розетокмедальонов художественного паркета, панно из дорогой керамической плитки или витражей — необыкновенно красивых мозаичных картин из кусочков цветного стекла?
Слово «витраж» происходит от французского la vitre – «оконное стекло». В классическом понимании витраж – это сюжетная, декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол, вставленная в оконный переплет вместо обычного прозрачного стекла.
В более широком смысле витраж – любая прозрачная картина (рисунок, узор), выполненная из стекла или на стекле и используемая для украшения оконных и дверных проемов, подвесных потолков, перегородок, витрин, ширм и т. д.
Истоки красоты
Прототипом витража можно считать мозаику из непрозрачного стекла – смальты. Фрагменты плоского цветного стекла, найденные в Бени-Хасане (Египет) и Риме, позволяют судить о том, что простейшие «витражи» существовали в Древнем Египте уже во ІІ тысячелетии до н. э., а в Риме – примерно в І веке н. э.
В те далекие времена для отделки стен и полов использовали мозаику и фрески, а для украшения окон – цветное остекление, представлявшее собой не что иное, как стеклянную мозаику, вставленную в каменные или деревянные оконные проемы.
Таким образом, окно становилось продолжением стенного декора, органично вписываясь в общее тональное решение интерьера. В V–VІ веках витражи украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии.
Однако наивысшего расцвета это искусство достигло в эпоху Средневековья. Готические соборы по сей день поражают воображение не только стремительным вертикальным взлетом архитектурных конструкций, но и внутренним убранством. Многочисленные мозаичные панно из кусочков разноцветного стекла смягчают освещение внутри храмов, делают их художественное оформление поистине совершенным и, пожалуй, самое главное, – создают мистическую обстановку, полную таинственного мерцания цветных теней.
Немало страниц истории витража можно отыскать и в Санкт-Петербурге. Панно из разноцветного стекла в разное время украшали интерьеры Зимнего дворца и Пажеского корпуса, Академии художеств и гостиницы «Астория». И, конечно же, они неизменно присутствовали в петербургских храмах – Казанском соборе, Спасе На Крови и даже Великокняжеской усыпальнице в Петропавловской крепости.
Впрочем, не только Северная столица могла похвалиться великолепными картинами из стекла. Замечательные витражи радовали глаз жителей ближайших пригородов – Гатчины, Петергофа, Парголово, Царского Села. Нередко за создание стеклянных картин брались видные художники. Особенно известен витраж «Рыцарь» Михаила Врубеля.
Искусство в вашем доме
Витраж – это гораздо больше, чем просто красивый элемент интерьера. В отличие от фрески или, скажем, мозаики, «стеклянная картина» не просто декорирует помещение, она его по-настоящему преображает.
Проникающие внутрь потоки окрашенного света, создающего тут и там разноцветные блики, придают пространству феерическую праздничность, контрастирующую с обыденной обстановкой.
Преломляясь в прозрачных цветных стеклах, солнечные лучи превращаются в «сверхсвет», совершается чудо перерождения реального света в бесконечно меняющуюся на глазах субстанцию. Вот почему витражи так часто используются при украшении храмов.
советы «ЖС»
Современные витражи устойчивы к выцветанию, перепадам температуры и агрессивному воздействию внешней среды. Уход за ними ничем не отличается от ухода за обычными оконными стеклами.
Впрочем, несмотря на «религиозные истоки» (а в сфере религии, как известно, царствуют строгость и канон), современный витраж отлично вписывается в любой интерьер – от классического до стиля hitech. Он в равной степени уместен на кухне и в гостиной, в спальне и в кабинете.
Чаще всего витражи устанавливают в окна и межкомнатные двери. Это неудивительно, если учесть, что высокохудожественное прозрачное полотно полностью меняет открывающийся из окна унылый индустриальный пейзаж или заметно «оживляет» интерьер помещения, находящегося за дверью. Кстати, сегодня некоторые фирмы делают витражи для стеклопакетов, причем все достоинства теплосберегающей и шумоизолирующей конструкции при их установке сохраняются.
Здесь, правда, нужно заметить, что витражи для стеклопакетов не собирают из отдельных фрагментов, а делают из цельного куска стекла с нанесением фактурного и цветного покрытия по современной технологии (классический английский метод, фьюзинг и др.). К счастью, по эстетическим характеристикам витражи, изготовленные таким способом, ничуть не уступают классическим мозаичным шедеврам.
Но не только окна и двери способен преобразить хороший витраж. С помощью «стеклянной картины» можно, скажем, решить проблему темной прихожей или холла. Устройте в стене одну или несколько ниш, установите в них витражи с подсветкой, и унылый коридор, прежде мало отличавшийся от тюремного, превратится в светлую уютную галерею.
Когда витраж в качестве перегородки или стены разграничивает помещение, он создает иллюзию нового пространства даже в небольшой комнате. По мнению дизайнеров, хорошо смотрятся витражи в раздвижных дверцах шкафов-купе, в том числе зеркальных (в этом случае дополнительно используются фацетные элементы. Фацет – скошенная грань на стекле или зеркале).
Благодаря прозрачности и легкости линий, витражи ажурны, легки и как бы невесомы. По своему изяществу, цветовой насыщенности и воздушности они не только не уступают, но и во многих случаях превосходят станковую и монументальную живопись.
Солнечный свет, преломляясь в прозрачных цветных стеклах, создает богатейшую гамму красок и тонов, поразительную игру света и теней. Интерьеры, наполненные таким светом, особенно выразительны, нарядны и уютны.
мнение специалиста
Игорь ЛАВРОВ
генеральный директор компании IVL-Design (Витражная Мануфактура №1)
Внедрение компьютерного управления производством, использование высоких технологий в процессах создания и графической обработки эскизов в сочетании с использованием ручного труда художников и дизайнеров позволяет нашей компании добиваться точности исполнения витража и вместе с тем неподдельного очарования ручной работы мастера.
Наши витражи устойчивы к ультрафиолетовому излучению и другим воздействиям окружающей среды, поэтому их можно использовать как в интерьере, так и экстерьере. В производстве применяется ударопрочное закаленное стекло, придающее витражам уникальные физические характеристики и, как показывает практика, значительно продлевающее срок их службы.
Такие разные витражи
Существует много техник создания витража: классический метод, фьюзинг, «Тиффани», пескоструйная технология, а также ряд современных методов, предполагающих создание витража на едином куске стекла. Одни сегодня больше востребованы на рынке, другие – меньше. Однако иметь хотя бы самые общие представления обо всех методах изготовления витражей, как нам кажется, захотят многие читатели.
Итак, классическая техника предполагает изготовление витража из разных по форме и величине фрагментов плоского цветного стекла, скрепляемых свинцовыми спайками. Свинцовый профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла. Для более детализированного рисунка, собираемого из маленьких фрагментов, применяют технику «Тиффани».
В этом случае мастера используют ленту из липкой медной фольги, которой обклеивают каждое стеклышко по периметру. Это позволяет соединять стеклянные фрагменты по весьма прихотливо изогнутым линиям, получая в итоге «объемный» витраж.
Неудивительно, что технику «Тиффани» используют при украшении абажуров, светильников и т. п. Прочную, но менее гибкую и эластичную латунь для соединительного профиля применяют в тех случаях, когда линии рисунка на эскизе – прямые или изогнуты по большим радиусам.
Добиться потрясающего эстетического эффекта позволяет фьюзинг (спекание стекла). После того как рисунок будущего витража поступил в производство, мастер вырезает поэлементно все его детали из стекол соответствующих цветов.
Затем с помощью специального клея стеклышки фиксируются на бесцветной стеклянной подложке и переносятся в печь. В зависимости от толщины стекла, выбранного рисунка, применяемых стекол режим спекания бывает различным.
- Бендинг придает витражу полукруглую, цилиндрическую или угловую формы.
- Фьюзинг имеет ряд существенных преимуществ перед классическим способом.
Из стекла, освобожденного от свинцовой оплетки, можно изготовить практически любой рисунок или композицию.
В то же самое время витраж получается более прочным, так как кусочки цветного стекла спекаются с однородной основой. Витраж, выполненный в технике фьюзинга, может иметь различную фактуру и объем.
Иногда его элементы декорируются фритой (цветной стеклянной крошкой). Фьюзинг позволяет применять для оформления витражей новейшие технологии – например, впекание в стекло сусального золота.
Существует также комбинированная техника – клееный фьюзинг. Элементы не выкладываются на стекле-основе с последующим обжигом всей «картины» (как в спекаемом фьюзинге), а спекаются по отдельности, после чего их наклеивают на основу.
Благодаря этой технике можно создать витраж абсолютно любого размера (в спекаемом фьюзинге максимальные габариты изделия, как правило, составляют 120х60 см). Кроме того, детали витража при клееном фьюзинге получаются более выпуклыми, фактурными. Игра света делает такой витраж более ярким и привлекательным.
Пескоструйная технология исключает использование специальной арматуры – витраж выполняется из цельного листа стекла. Художники либо создают матовый рисунок на прозрачном стекле, либо вытравливают более прозрачный рисунок на матовом стекле.
Красивее всего матовый рисунок смотрится на гладком химически травленом стекле, которое бывает не только бесцветным, но и тонированным – розовым, жемчужно-серым, голубым и даже оттенка темной меди или бронзы. На цветном стекле матовое изображение приобретает молочно-белый оттенок, напоминающий туман.
Весьма интересно и необычно выглядят виражи с зеркальным отражением. Изготовляются они посредством напыления на тыльную поверхность нитрида титана или другого подобного вещества. При этом отражающая способность «витражного зеркала» колеблется в любых желаемых пределах.
Помимо техник, предполагающих собирание витража из кусочков, существуют также современные технологии, дающие возможность выполнить витраж на цельном куске стекла, не используя ни трудоемкие перегородчатую и пескоструйную технологии, ни технику спекания.
Витражи по классической современной технологии (такие изделия предлагает, например, компания «Русское оконце») делаются из стекла, свинцовых протяжек, цветных и фактурных пленок и хрустальных элементов. Свинцовые протяжки, применяемые с обеих сторон стеклянного листа, качественное фактурное и цветное покрытие и хрустальные элементы создают полное ощущение «старинного» витража.
Процесс изготовления цельностеклянного витража таков: сначала в дизайн-студии создается рисунок, затем он адаптируется под соответствующую технологию и поступает в производство. На заводе по шаблону-рисунку выкладывается свинцовый рисунок витража.
Затем наносятся цветные и фактурные покрытия. Если присутствуют хрустальные элементы, их установка предшествует первой прокладке свинцовой жилки. Затем витраж обкладывается свинцом повторно с обратной стороны стекла.
Витраж, сделанный по современной технологии, ни в коем случае нельзя считать более демократичным заменителем классического. Как правило, он не дешевле «фрагментарной классики». Это обусловлено сложностью технологии, высокой прочностью и великолепными эстетическими качествами современных витражей (внешне они ничуть не уступают традиционным).
Если же вы ограничены в средствах, советуем более дешевый «пленочный» витраж. Цвет на стекло в этом случае наносится с помощью ярких пленок, стойких лаков, лавсановых покрытий и иных материалов. Разумеется, получаемые таким образом изделия не являются витражами в полном смысле этого слова, и особого шарма натурального цветного массивного стекла в них, к сожалению, нет (самое главное – они не обеспечивают игру света, преломление лучей и т. п.).
Витражных дел мастера
В Петербурге сегодня достаточно большое число компаний, занимающихся разными видами витражных работ. Все фирмы предлагают каталоги стандартных рисунков, выполненных во всевозможных стилях – классицизме, барокко, готике, авангарде, китайском и других. Дизайнеры готовы выполнить эскизы по желанию заказчика или работать с уже готовым рисунком клиента.
Пожалуй, наиболее востребованы на петербургском рынке витражи, выполненные в технике фьюзинга. Их предлагает, к примеру, компания «Витражи Петербурга». Также мастера фирмы изготовляют хрустальные витражи, работы из муранского стекла с использованием оригинальных узоров милефиори, а также изделия в технике бендинга (бендинг – изгибание витража в печи для придания ему полукруглой, цилиндрической или угловой формы; технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие).
Компания «Русское оконце» использует три технологии: классическую английскую (комплектующие, материалы и оборудование поставляются британской компанией Decra Led Co), фьюзинг и бендинг. Кроме того, ее специалисты производят так называемые комбинированные витражи (сначала делаются маленькие фьюзинговые элементы, затем они крепятся на стекло по заданному шаблону с помощью ультрафиолетового клея, а потом по рисунку выполняется классический витраж; в итоге получаются очень гармоничные и недорогие изделия).
Петербургская фабрика IVL-Design (Витражная Мануфактура №1) изготовляет витражи по европейской технологии Plastic Lead. Суть ее такова: на сплошную поверхность наносится полимерный контур, внутреннее пространство которого заполняется цветным лаком. Такой витраж можно выполнить на любой поверхности, будь то стекло (прозрачное, тонированное, матовое, рифленое, закаленное), зеркало, пластик и даже керамическая плитка.
Стоимость витража зависит от множества факторов: размеров изделия, качества используемого стекла, количества цветов, числа мелких элементов, сложности рисунка, вида техники и пр. Наличие в витраже цветовых растяжек (плавного перетекания цветов из одного в другой) или ручной росписи увеличивает стоимость.
Размеры достигают 3×1,8 м (при толщине 5–6 мм) или 3,6×1,85 м (при толщине 6–19 мм). Однако можно заказать и мини-витраж – например 10×10 см. Обычно витражные стекла свободно комбинируются (учитывая возможность абсолютно точной стыковки элементов контура), так что размеры композиции в целом практически не ограничены.
КОНСУЛЬТАНТЫ: «Витражи Петербурга», IVL-Design (Витражная Мануфактура №1), «Русское оконце»
Автор: Кретов Андрей
Источник: Жилая среда