СОВРЕМЕННЫЕ ВОРОТА

Современные ворота постепенно становятся частью системы «умный дом». Архитектурный элемент, соединяющий здание с прилегающим ландшафтом, подвижная составляющая фасада и в то же время малая архитектурная форма, часть инфраструктуры, нередко – градостроительный элемент, все это – ворота.

Современные ворота – из полимеров и стали – оснащены приводами и автоматикой. Автоматические системы во всех областях развиваются быстрее консервативных «железок». На специализированных выставках иногда вздрагиваешь от неожиданности, еще бы, кругом все движется и мелькает – открывающиеся за 2 секунды пластиковые ворота, проблесковые маячки, непрерывно работающие шлагбаумы.

Расширяется спектр электронных устройств с явной тенденцией к образованию интегрированных комплексов типа «умный дом». Все больше появляется систем ветровой, световой и дождевой автоматики. Однако это тема отдельного рассказа.

Все начинается с «железа», и тут выбор приводов, систем безопасности и автоматики достаточно широк для того, чтобы все технические задачи были решены на современном профессиональном уровне.

Итак, ворота должны закрывать большой проем. А если открывать, куда «крышку» девать?

 

Устройство крышки – створки – и кинематика ее движения определяют классификацию ворот:
  • распашные
  • откатные (раздвижные)
  • подъемно-поворотные
  • секционные
  • роллетные

Разные варианты имеют разное назначение. Для утепленного гаража, мастерской, склада годятся распашные, подъемно-поворотные, секционные и роллетные конструкции. Въездные ворота на участок или территорию могут быть распашными или еще лучше – откатными.

 

Распашные ворота

Это простейший, традиционный и до сих пор самый распространенный тип ворот. Они просто незаменимы в арках и любых других ограниченных проемах, могут открываться как внутрь, так и наружу, свободно вписываются в уже готовую ограду, легки в установке и применении.

 

Однако сделать распашные ворота с широкими створками затруднительно, нельзя поставить к ним машину вплотную, створкам нужен простор для открывания, причем обязательно очищенный от снега, под порывами ветра большая створка может хлопать, как парус.

Ворота состоят из двух щитов-воротин, закрепленных петлями на боковых столбах, и открываются подобно дверям или ставням. Для изготовления таких конструкций требуется сварочный аппарат и немного металла.

Для облицовки используют обычный гофрированный или гладкий стальной лист, декоративные профильные листы с полимерным покрытием, импортные или отечественные сэндвич-панели, сварную решетку, алюминиевый профиль. Изделия, в которых используются кованые элементы, становятся иногда настоящим произведением кузнечного искусства – достаточно вспомнить ворота Зимнего дворца в Петербурге.

Необходимая деталь хороших ворот, открывающихся легко и бесшумно, – качественные петли. Проще всего использовать петли с опорным подшипником. При желании ворота оснащают электроприводом с дистанционным управлением и аварийным разблокиратором на случай отсутствия электроэнергии.

  • Самотормозящий червячный редуктор привода гарантирует надежное запирание ворот без замка. Приводы размещают на столбах проема или скрывают в полу, что позволяет сохранить исторический фасад.

 

Откатные (раздвижные) ворота

Эти простые и надежные конструкции уже несколько десятилетий используются в отечественном промышленном строительстве – цельный щит подвешивается на роликах к направляющему рельсу и, открываясь, сдвигается вбок вдоль забора или стены.

 

Если места достаточно, нет никаких проблем – открывающиеся створки не загромождают территорию ни перед въездом, ни за ним; нет необходимости очищать площадку перед воротами; створка открывается легко и плавно; можно изготовить ворота практически любой ширины и высоты – хоть для авиационных ангаров; удобная подвеска позволяет прекрасно выдерживать ветровую нагрузку.

Благодаря разнообразной отделке ворота легко вписать в архитектурный облик любого загородного дома или городского здания. Наконец, такие конструкции привлекательны не только внешне – они долговечны, экономичны, легко оснащаются ручным, механическим или автоматическим приводом.


мнение эксперта

Валентина Гуляева
менеджер фирмы «Ролл Стандарт»

Наилучший вариант для отапливаемого гаража (в российских условиях это стандарт) – теплые, с толщиной секции свыше 40 мм, подъемно-секционные ворота. Самый удобный и надежный вариант конструкции – консольного типа, где створка подвешена на консольной подвижной балке специального профиля, перемещающейся по внутренним роликовым опорам.

Верхнего или нижнего опорного рельса нет вообще, ворота не касаются земли, при открывании ворот проем освобождается полностью. Само полотно ворот находится на высоте примерно 10 см от земли, так что даже в снегопад или при наличии на дороге мелких предметов нет необходимости выходить из машины и очищать путь, механизм привода всегда свободен ото льда, снега и загрязнений. Но стоимость консольных ворот в 1,5–2 раза выше аналогов.


 

Створки откатных ворот делают либо прозрачными – используя простую сварную решетку, ажурный кованый узор, чугунное литье, либо – с разнообразной облицовкой из гладкого или профилированного стального листа, алюминиевого профиля, сэндвич-панелей, деревянной или виниловой вагонки.

Соответствующее покрытие получают и стальные детали. По желанию заказчика, на откатные ворота несложно поставить остекление или входную калитку, гармонирующую с воротами по конструкции и дизайну.

Калитка закрывается механическим или электронным замком, возможно дистанционное управление. Сами ворота также оснащают электромеханическим приводом, управляемым кнопкой и пультом дистанционного управления. Система надежная и отработанная годами.

 

Подъемно-поворотные ворота

Подъемно-поворотные ворота – это цельное полотно во всю площадь проема, поднимающееся вверх и располагающееся в открытом состоянии параллельно потолку.

 

 Тут без привода, пусть относительно простого, также не обойтись – цельная плоская створка ворот (до 6х2,2 м) движется по направляющим рельсам, расположенным по бокам проема и под потолком гаража.

Использование пластиковых роликов на подшипниках, пружинного амортизатора и контактных планок обеспечивает легкость, плавность и бесшумность работы привода.

Вес створки в любом положении компенсируется шарнирно-рычажным механизмом и пружинами, установленными сбоку в защитных чехлах. Долговечности конструкции способствуют оцинковка и качественная окраска деталей.

Чтобы полностью использовать возможности конструкции, полотно ворот делают как сэндвич-панель – снаружи оцинкованный и окрашенный стальной лист толщиной 0,5–0,9 см, внутри – пенополиуретановый утеплитель толщиной 40 мм, эквивалентный по теплоизоляции кирпичной кладке в полтора кирпича.

 

Среди других достоинств конструкции – простота и надежность, относительная дешевизна. Придираясь, недостатками можно считать разве что:
  • Открывающееся полотно ворот выходит за пределы проема, не позволяя парковать машину вплотную;
  • Для уплотнения нижнего стыка в проеме необходим невысокий порожек, ощутимый при проезде;
  • Фантазия архитектора ограничена – проемы могут иметь только прямоугольную форму, без арок;
  • Невозможно заменить часть полотна ворот при ремонте, только полностью;
  • Не всегда удается обеспечить качественное уплотнение стыков.

Зато возможности отделки ворот просто беспредельны – в плоское полотно можно встраивать окна, смотровые щели из армированного стекла и двери-калитки. Самой практичной фактурой полотна является профилированная ребристая, на которой незаметны царапины и вмятины.

Кроме профилированных и гладких, окрашенных во всевозможные цвета ворот, ворота могут быть облицованы алюминием под бронзу, медью, под орех, мрамор, древесиной ценных пород и даже полудрагоценными камнями. Так сказать, престиж налицо.

 

Секционные ворота

Секционная конструкция ворот была разработана в Германии около 40 лет назад и совмещает достоинства других типов. Полотно состоит из 4–6 горизонтально расположенных секций шириной 350–610 мм, соединенных между собой мощными петлями.

 

По краям секций размещены ролики с встроенными подшипниками, движущиеся по стальным направляющим вертикально вверх, с разворотом под потолок. Если вы еще только собираетесь строить гараж, то можно рекомендовать сделать притолоку высотой порядка 400–500 мм.

Минимальная высота притолоки – порядка 200 мм. Размеры секций позволяют набирать полотно ворот с кратностью 110 мм по высоте, длина секции может быть любой в пределах 5 м. Максимальная высота ворот – до 3–4 м в зависимости от системы.

Каждая секция, как правило, представляет собой сэндвич-панель толщиной 40 мм с эффективной теплоизоляцией. Стенки секций изготавливаются из оцинкованного стального листа и заполняются жестким пенополиуретаном, обеспечивающим дополнительную прочность конструкции.

Стыки секций европейского производства имеют приспособления для защиты от защемления пальцев. Снаружи секции окрашиваются стойким полимерным красителем.

В конструкцию могут быть включены элементы остекления и калитка. Существуют десятки вариантов отделки ворот с применением пластиков, термостойкого стекла, алюминиевых сплавов. Секционные ворота, дополненные витражами или окнами, могут стать истинным украшением дома.

 

В сравнении с другими типами ворот достоинствами секционных являются:
  • Наиболее эффективное использование внутреннего пространства гаража и площадки перед ним. Машина может подъезжать к воротам вплотную;
  • Удобство в эксплуатации, легкое и бесшумное открывание, высокий уровень тепло- и звукоизоляции;
  • Надежность и долговечность эксплуатации, разнообразие и привлекательность дизайна. Секционные гаражные ворота для современного коттеджа или загородного дома становятся атрибутом благоустроенности и комфорта;
  • Универсальность, возможность использования в помещениях любых размеров, независимо от формы ската крыши и вида проема;
  • Умеренная стоимость.

При современном уровне цен утепленные металлические ворота будут стоить практически столько же, сколько секционные гаражные, которые гораздо удобнее в эксплуатации – даже без учета использования автоматических приводов. На российском рынке широко представлены комплектующие и панели высокого качества, поэтому установка современных гаражных ворот по карману автовладельцам даже со средним достатком.

 

Выбирая конкретную конструкцию, обратите внимание на:
  • Качество направляющих – толщину и качество металла, подгонку элементов направляющих при производстве и монтаже;
  • Ролики – наличие подшипников с закрытым сепаратором;
  • Торсионный механизм – качество изготовления пружин, отсутствие механических повреждений, дополнительные предохранительные механизмы;
  • Тросы – качество, толщину, надежность закрепления;
  • Защиту от защемления пальцев в стыках секций;
  • Надежность автоматики и ее настройку;
  • Подбор привода, регулировку концевых положений полотна ворот, наличие автоблокировки привода на случай попадания инородного тела под полотно, блокировочное устройство на случай обрыва пружины подвески, другие устройства безопасности.

 

Роллетные (ролевые, рулонные) ворота

Рулонные (роллетные) ворота подобны жалюзи-рольставням: при открывании полотно сворачивается в рулон и наматывается на вал, расположенный в защитном коробе. Короб может быть установлен как внутри, так и снаружи гаража.

Роллетные ворота занимают мало места. Они самые недорогие из автоматических гаражных ворот, но несколько уступают другим по надежности.

Поставляются обычно с электроприводом и системой управления, но при небольших размерах их вполне можно обслуживать и вручную. Комплектуются ручным торсионным приводом и устройством блокировки – замковым или ручным ригелем.

Автоматический привод может оснащаться системой дистанционного управления, системами доступа на основе замкового выключателя, магнитных карт, электронных ключей touch memory.

  • Достоинства ворот: умеренная стоимость, легкость автоматизации, эстетичность, быстрая установка; они не требуют очистки площадки от снега.
  • Недостаток конструкции: ворота ограничивают высоту проезда, не могут использоваться в интенсивном режиме (рекомендуемое число циклов подъема-опускания – порядка десяти раз в сутки).

 


 


Автор: Серебренников Юрий
Источник: Жилая среда