Оригинальный дизайн светильников придает своеобразие любому интерьеру. Известно, что современный светильник – это мощный инструмент в руках дизайнера, с помощью которого можно не только осветить пространство, но и создать определенную атмосферу и настроение. Размещение современного светильника, его форма, цвет, интенсивность и направленность светового потока могут либо подчеркнуть достоинства интерьера, либо свести на нет все усилия архитектора. А что выбрать – классическое освещение или эксклюзивный светильник, отвечающий самым передовым тенденциям моды и стиля, – дело вкуса.
Современные светильники и их дизайнерские решения очень разнообразны. И хотя сложно точно определить наиболее популярные стили и направления, все же попробуем рассмотреть некоторые из них.
Вечная классика
Когда говорят о классическом интерьере, зачастую подразумевают благородную, стильную мебель из лучших пород древесины, антикварные вещи, много позолоты и серебра. Такой интерьер преисполнен сдержанного достоинства, вкуса и респектабельности. Это стиль спокойных и консервативных людей, которые не гонятся за вечно меняющейся модой.
Не удивительно, что элементы классического стиля служат долго и передаются из поколения в поколение. Вот почему главное требование к светильникам, выполненным в классическом стиле, – качество и надежность исполнения. Для этого стиля характерны потолочные светильники из хрусталя, натурального камня или дорогого стекла. Хорошо смотрятся в таком интерьере и бронзовые или позолоченные люстры с патронами, имитирующими свечи.
Того, кто желает украсить свое жилище роскошной хрустальной люстрой, наверняка заинтересует настоящий хрусталь, не теряющий со временем своих первоначальных качеств. Например, такой, как хрусталь «Сваровски» (Австрия).
Стеклянные и хрустальные светильники наполняют жилище светом.
Отличная огранка, правильная геометрия и выверенные углы гарантируют эффектный блеск и богатый цветовой спектр. Причем, современные светильники из традиционного бесцветного хрусталя могут дополняться изящными элементами из цветного. Являясь одними из самых дорогих, светильники с кристаллами «Сваровски» поражают игрой света и обеспечивают его идеальное рассеивание.
Классическими считаются и потолочные светильники с элементами из натурального камня, например, белого или желтого оникса и гораздо реже встречающегося мрамора.
При изготовлении потолочных светильников используется и стекло. Как правило, это дорогое и изысканное мурановское стекло самых разных цветов и оттенков, из которого изготавливаются светопропускающие детали. В неоклассическом, или современном классическом стилях, плафоны часто выполняются из триплекса – стекла из трех слоев: прозрачного, цветного и молочно-белого.
Интересно, что эффект цветных плафонов достигается без окрашивания – для их изготовления используется стекло соответствующего цвета. Для получения, например, синего или кремового цвета в процессе изготовления в стекло добавляют минералы. По сравнению с покрашенным плафоном триплекс лучше пропускает свет, никогда не сотрется и не выгорит, при этом свет рассеивается равномерно. Особую изысканность классическому интерьеру придают кованые люстры с расписными плафонами из фарфора.
Корпусные детали классических светильников могут быть как бронзовыми, так и латунными, покрытыми тонким слоем бронзы или позолоты. Пользуются спросом светильники с так называемым гальваническим покрытием – напылением металла (золота, хрома, никеля). Отметим, что в домашних условиях эксплуатации светильника качественно нанесенная гальваника способна прослужить десятки лет.
Старо как мир
В Европе очень популярно такое направление в дизайне светильников, как рустика. В дизайне таких светильников широко используются растительные мотивы, а их арматура напоминает причудливо изогнутые ветви, декорированные листочками и цветами. Очень часто в этом стиле используется «технология искусственного старения»: специально нанесенное покрытие, стойкое к перепадам температуры и влажности, имитирует ржавчину или старение металла и превращает современные светильники в «антикварные».
Современные светильники могут представлять собой люстры, сделанные под старину при помощи технологии «искусственного старения»
Используется в рустике и древесина. Например – для создания светильников «корабельной тематики». Обыкновенные плафоны-тарелки имеют форму штурвала, а деревянные подвесы, длинными цепочками прикрепленные к потолку, оснащаются плафонами в виде свечей.
Характерные для рустики изгибы арматуры, листочков, форма и качество плафонов, естественное и натуральное сочетание цветов остаются привилегией итальянцев, свято хранящих свои технологические секреты.
Интересным и оригинальным предметом интерьера может стать светильник с отдельными элементами, имитирующими живое растение, со всеми ему присущими красками и оттенками. Согласитесь, люстра в виде букета красных роз или окутанная виноградной лозой освежит даже самый скучный интерьер, станет центром всеобщего внимания и обсуждения. Это направление называют флористическим.
Особняком стоят светильники, выполненные в этническом стиле. Традиционные минималистские в японском стиле, вьетнамские абажуры-«шляпки» из декоративной соломки с бисером, потолочные из натурального волокна в виде осиного гнезда – эти изделия способны гармонично вписаться практически в любой современный интерьер. Подобными изысками могут похвастать немногие производители. Например, испанская фабрика Trat, которая предлагает потребителю широкий ассортимент потолочных и напольных светильников.
коммерческий директор студии «Архитектура мебели»
Величие в простоте
Для производства светильников в стиле хай-тек используются, как правило, не столь дорогие и эксклюзивные материалы. Тем не менее, высокотехнологичное производство зачастую делает их достойными уровня VIP. Бронзу и позолоту здесь заменяет алюминиевая или стальная арматура, а вместо дорогого мурановского стекла используется обычное (а иногда даже пластик). Есть светильники, полностью выполненные из пластика, которые можно гнуть, каждый раз придавая им новую форму.
Сдержанность стиля проявляется и в цветах – белый и серебристый металл дополняется бесцветным или белым стеклом, что позволяет размещать современные светильники практически в любом интерьере.
Такие светильники, как правило, необычайно функциональны. При помощи всевозможных встроенных штативов, шарниров и соединительных узлов обычный потолочный светильник превращается в настенный или даже настольный.
А изящный выключатель на самом приборе не портит общего впечатления. Применение галогенных ламп в подобных светильниках позволяет значительно уменьшить размеры самого осветительного элемента, не теряя при этом яркости. Поэтому от дизайна плафонов производители перешли к дизайну арматуры, создав поистине впечатляющие модели – в виде кустов, деревьев, состоящих из металлических трубок или почти невидимых лесок.
Часто из осветительного прибора светильник превращается в настоящий арт-объект. Например, подвес в виде катушки, созданный итальянской фабрикой Terzani, торшер-колонна, совмещающий в себе сразу три вида ламп: накаливания, галогенную и люминесцентную, или гнущаяся настольная лампа с минимальным по размерам источником света – яркий пример сочетания эргономичной формы и уникальных технических характеристик.
С помощью струнных систем – систем потрясающего дизайна для настоящих ценителей высокого стиля и современных технологий – можно не только осветить помещение, но и придать ему совершенно новый вид. Например – разграничить или визуально расширить пространство, подчеркнуть или скрыть определенные детали интерьера.
Кстати, при оформлении интерьера совсем нет необходимости выдерживать какой-то один стиль – эклектика уже сама стала своеобразным стилем, причудливо перемешивающим самые разнообразные черты.
В полной мере это касается и подбора светильников. Классика вполне может соседствовать с современными технологиями, поэтому одновременное использование хрусталя и арматуры в стиле хай-тек уже никого не удивляет. А многообразие осветительных приборов гарантирует, что обязательно найдется тот, который впишется в заданный интерьер и гармонично дополнит его.
Автор: Новикова Елена
Источник: Жилая среда