Ванная комната – одно из тех немногих помещений, при отделке которых используют весьма ограниченный набор материалов. Это в зале или, скажем, спальне вы можете выбирать между ковролином и паркетной доской; обоями, стеновыми панелями и «сухими» способами отделки… В ванной же пол и стены, как правило, облицовывают керамической плиткой. Впрочем, едва ли такую «ограниченность» следует считать недостатком – сотни и тысячи разнообразных коллекций, представленных в каталогах производителей, позволяют воплотить в жизнь любые дизайнерские фантазии.
В ванной комнате мы проводим очень небольшую часть своей жизни – небольшую, но чрезвычайно приятную. Поэтому было бы непростительно пытаться сэкономить на оформлении «царства омовений». Согласитесь, однообразный голубой или, скажем, зеленый кафель без рисунка едва ли поспособствует полной релаксации.
Критерии выбора
При выборе напольной керамической плитки для ванной комнаты следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы она не становилась скользкой даже при попадании мыльной воды (этому требованию отвечают изделия с шероховатой или рельефной фактурой). Что касается стойкости к истиранию, то она в данном случае не так актуальна – ведь мы не разгуливаем по ванной в ботинках и даже тапочки надеваем не более чем на пару минут. И, конечно же, решающее значение для покупателя имеет дизайн.
Собственно говоря, об эстетических характеристиках материала и пойдет речь далее. Ведь составление дизайн-проекта, подготовку стен и базового пола к укладке и непосредственный монтаж плитки лучше отдать на откуп специалистам. А вот в выборе той или иной коллекции, цветового решения, различных деталей стоит принять самое активное участие. Дизайнер может лишь подсказать какие-то идеи, направить ваши мысли в правильное русло, помочь избежать очевидных, с точки зрения специалиста, ошибок. Конечное же, решение всегда остается за заказчиком.
Классика жанра
Всю плитку для ванных можно условно разделить на классическую и современную. Типичный пример классики – серия Estum испанской фабрики Azuvi, выполненная в матовых пастельных тонах с легкими, под мрамор, прожилками. Или, например, роскошная коллекция Esedra от итальянской компании Gardenia-Orchidea s.p.a. – благородные «каменные» плиты, словно чуть обветренные, украшают широкие фризы с растительным орнаментом, тоже как будто выточенным в камне.
Довольно часто дизайн классических серий керамической плитки основывается на особенностях национального искусства страны-производителя. В итальянских коллекциях обычно присутствует античная тематика (рустикальные эффекты, имитация мрамора, знаменитые греческие орнаменты, вьющиеся по поверхности керамических фризов и бордюров).
Доминирующие цвета – бежевый, коричневатый, светло-терракотовый, светло-голубой, небесно-лазурный. Интересна в этом отношении коллекция Terremare компании Monica: изящная вариация на классическую тему, вобравшая в себя «краски побережья Эгейского моря» (цвета песка, морской волны, бронзы). У испанцев больше блестящей плитки с использованием ярких красителей, золота, металлизации (фабрики Venus, Salcomar, Apavisaи т.д.). В многообразии декора можно проследить всю эволюцию испанского классического искусства.
Некоторые фабрики предлагают покупателям изделия с неровными краями. При затирке и шов получается неровный (так создается особый шарм, ощущение старины). При этом черновая сторона идеальна по качеству – эффект достигается за счет видимой части. Толстые швы и неровная кладка еще более усиливают его.
Новая классика
Современные коллекции (неоклассика) еще более интересны и оригинальны. Разнообразие их сравнимо разве что с числом картин в Третьяковской галерее или Эрмитаже. Неоклассика, в общем, строится по тем же канонам, что и классика: использование фоновой плитки, бордюров и т.д. Однако общий вид отличается кардинально, как живопись конца XIX – начала XX веков от античных фресок.
Растительный орнамент заменяется схематическим изображением цветов и растений; скупой средневековый декор – геометрическими узорами, напоминающими синусоиды, гистограммы, цветные прямоугольнички. При оформлении такой плитки используются абсолютно все живописные приемы, зачастую дополненные изощренной фактурой поверхности. Она может имитировать фактуру древесины, легкую рябь на воде и т.д.
Часто в неоклассических коллекциях присутствуют панно, напоминающие круглые, квадратные или многоугольные розетки художественного паркета. Располагаемые, как правило, в центре пола, такие элементы всегда становятся доминантой помещения, обращают на себя основное внимание, задают тон дальнейшим дизайнерским изыскам.
Высокие технологии в ванной
Стиль hi-tech демонстрирует минималистический и постмодернистский подход к дизайну плитки, выражающийся в чистых тонах фона и абстрактном, лаконичном, зачастую однотонном аскетичном орнаменте. Широко используется металлизация. Чаще, чем в неоклассике, поверхности придается нестандартная фактура.
Заметим, что в отсутствие ярких цветовых орнаментов фактура и объем играют весьма значительную роль. Говоря об ультрасовременном дизайне керамической плитки, нельзя не отметить, например, коллекцию Sukces от фабрики Polcolorit (Польша) – на светящемся белом фоне выделяются декоративные вставки с яркими алыми маками, при этом основная плитка слегка рельефна и словно покрыта легкой изморозью.
Сегодня очень популярна мозаика, и, конечно же, производители традиционной плитки активно используют ее. В подобных коллекциях, помимо плоских фоновых плиток, имеются и раскладки вертикальных столбцов на гибкой подложке для облицовки поверхности. Один из лидеров в производстве мозаики для ванной – компания Trend (Италия).
Эта фабрика, следуя одной из актуальнейших тенденций в современном дизайне интерьера, использует стеклянную мозаику, так называемую смальту. Огромное количество оттенков однотонной, прозрачной, полупрозрачной, с добавлением настоящего авантюрина мозаики позволяет создавать причудливые цветовые смеси и градиенты.
Автор: Глотов Максим
Источник: Жилая среда