Компания «Леруа Мерлен» представила итоги российского рынка товаров для дома, ремонта и строительства за 2023 год, а также прогноз актуальных трендов на 2024-й. Представители компании проанализировали данные рынка и собственных продаж, изучили изменения в потребительском поведении за последние годы и определили ключевые направления развития отрасли DIY в дальнейшем.
По оценке экспертов «Леруа Мерлен», по итогам 2023 года объем рынка DIY&Household&Мебель в России составил 3,3 трлн рублей, увеличившись в среднем на 5-6% за год.
Наибольший рост показали категории:
- Стройматериалов (16% по сравнению с 2022 годом)
- Столярных изделий (12%)
- Инструментов (10%)
- Напольных покрытий (8%).
Позитивной динамике способствовали льготная ипотека, повышение спроса на строительство собственного дома, рост доходов населения.
По итогам 2024 года ожидается умеренный рост рынка товаров для дома в диапазоне 7–9% в рублевом выражении. Таким образом, совокупный объем рынка DIY&Household и мебели в России может превысить 3,5 трлн рублей.
Одним из главных драйверов станет бурный рост в сфере строительства и в первую очередь ИЖС, где существует большой неудовлетворенный спрос. Также позитивно будут влиять растущий интерес граждан к благоустройству дома, дачи и сада, а также развитие дополнительных комплексных сервисов и услуг для покупателей (дизайн, проектирование, строительство, установка и пр.).
комментарий
Руководитель отдела изучения покупательского поведения и аналитики рынка сети гипермаркетов «Леруа Мерлен», Екатерина Жмурова
«2023 год показал рекордный уровень ввода жилья в эксплуатацию, что будет значимым драйвером роста рынка DIY в ближайшие годы. С ростом популярности небольших квартирных площадей увеличился спрос на компактные и многофункциональные решения для эффективного использования пространства. Людям важно, чтобы жилье было уютным и функциональным в условиях ограниченной площади.
При этом усилится тренд на разумное потребление: покупатели будут отдавать предпочтение лучшему соотношению цены и качества и искать способы выгодно купить. Кроме того, на первый план выйдут готовые комплексные решения, когда в одном месте можно приобрести и товары для ремонта, и услуги мастера. Однако сдерживающим фактором рынка остается нехватка мастеров».
Исследования компании показывают, что офлайн-магазины по-прежнему остаются основным каналом покупки товаров для дома и ремонта, но наблюдается тенденция к увеличению доли онлайн-продаж в этом сегменте. Это касается в первую очередь декоративных предметов и аксессуаров, а также товаров для строительства.
По оценке экспертов «Леруа Мерлен», прошлом году доля онлайн-продаж на рынке товаров для дома составляла уже более 30%, а в ближайшие 2-3 года она перешагнет рубеж в 50%. При этом в онлайн-канале наиболее динамичный рост в прошлом году показал сегмент Household&Мебель (+56% год к году) на фоне динамики сегмента DIY в 49% (данные компании «Инфолайн»).
Покупатели легко переключаются между онлайн и офлайн-каналами в процессе выбора и покупки товаров для дома и строительства. Тем не менее, люди продолжат посещать офлайн-магазины, чтобы получить консультацию и не ошибиться с выбором, особенно при покупке дорогих товаров и декоративных товаров для ремонта и дизайна. Несмотря на цифровизацию и развитие онлайн-торговли, этот тренд сохранится и в 2024 году.
Одним из ключевых факторов при выборе DIY-товаров остается экономическая эффективность. Сравнение цен, использование скидок и программ лояльности помогают потребителям сделать более взвешенный выбор и сэкономить деньги. За последние два года увеличилось число семей, которые делают ремонт небольшими этапами, стремясь снизить нагрузку на свой бюджет. В 2023 году каждая третья семья использовала такой подход.
Растет интерес к экологически чистым материалам и товарам, которые позволяют разумно экономить ресурсы — воду, электроэнергию. Экологическая осознанность становится важным аспектом выбора товаров для ремонта и обустройства дома.
Технологические инновации также играют свою роль в развитии рынка DIY. Цифровые инструменты и нейросети дают потребителям больше возможностей для выбора и вдохновения. Огромное влияние на формирование предпочтений оказывают социальные сети и блогеры.
По материалам: Пресс-служба «Леруа Мерлен»