Торговые комплексы оказались в ловушке

Эксперты компании KNRU, которая специализируется на коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга, рассказали о состоянии, в котором сейчас находится торговые комплексы города.

С конца января по конец марта 2022 года средняя арендная ставка на торговые помещения площадью до 100 кв. м., которые расположены в торговых комплексах Санкт-Петербурга снизилась на 35,09%. Сейчас этот параметр равен 121,4 тыс. рублей в месяц.

На данный момент в торговых комплексах экспонируется 389 помещений площадью до 100 кв. м. Самый большой объём предложения сосредоточен в Центральном районе. В этой локации доступно 42 объекта. Наиболее скромный выбор отмечен в Кронштадтском и Курортном районах, где представлено всего по 2 подобных объекта.


комментарий

Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU, Полина Фиофилова

«Для торговых центров сейчас сложилась по-настоящему патовая ситуация. Не так давно они уже были под ударом из-за пандемии и сейчас вновь они вступают в сложный период. Это связано с тем, что большинство сетей, которые приостановили свою деятельность, обычно занимали площади именно в торговых центрах. Исключением можно считать лишь отдельные флагманские магазины».


 

Ловушка нынешней ситуации заключаются в том, что договоры аренды не расторгнуты, но при этом комплексы стоят полупустые. Это связано с тем, что якорные арендаторы, как правило, занимают большие площади. В итоге визуальная часть центров выглядит отторгающе. При этом и пригласить новых арендаторов тоже невозможно, так как предыдущие договоры не расторгнуты.

Кроме того, торговые центры сейчас недополучают прибыли, так как у западных сетей и крупных “якорей” арендная плата привязана к проценту товарооборота. Это значит, что фиксированная плата либо находится на минимальном уровне, либо вовсе отсутствует, а основная арендная плата привязана к доходу с продаж, которых сейчас нет.

Торговые центры оказались в заложниках, не имея возможности расторгнуть договор и не получая планируемый доход. Кроме того, торговые комплексы не могут возместить свой доход за счёт других арендаторов, так как маркетинговая составляющая комплекса сейчас явно не работает в плюс на продажи.

Недавно было опубликовано письмо от Минпромторга, в котором предлагалось заменить процент с товарооборота на фиксированную плату. Но сложно себе представить, как эта инициатива будет реализована. Желания у арендаторов переподписывать соглашения для того, чтобы перейти на новые условия, ясно сейчас не будет.

По мнению эксперта, рекомендации Минпромторга остаются рекомендациями и особых мер поддержки не было реализовано. Сегодня торговые комплексы должны пересмотреть свои концепции привлечения людей из просто набора арендаторов к созданию пространства привлекательного для разных категорий. И сейчас это должны быть непросто кинотеатры, а какие то развлечения нового формата.

Помимо этого, торговые комплексы сейчас закредитованы и в ближайшее время начнутся сложности с выплатой обязательств по займам из-за недополучения прибыли.


 

По материалам: KNRU