
По данным исследования NF GROUP, рынок фуд-холлов[1] в России продолжает развиваться. На начало 2025 года в России работает 142 фуд-холла общей площадью 385,1 тыс. кв. м.
В 2024 году в стране открылось 28 новых объектов, а в 2025 году ожидается запуск 25 фуд-холлов общей площадью 93 тыс. кв. м. Ожидается, что средняя площадь новых объектов составит 3,7 тыс. кв. м (против 1,5 тыс. кв. м годом ранее).
- Средний чек в фуд-холлах варьируется от 500–700 рублей в регионах до 800–1,5 тыс. рублей в Москве.
Структура представленности по регионам России
По данным, на начало года в России работает 142 фуд-холла общей площадью 385,1 тыс. кв. м. В Москве и Московской области представлена половина всех действующих объектов (70 фуд-холлов) общей площадью 208 тыс. кв. м.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает 18 фуд-холлов общей площадью 56,3 тыс. кв. м, один из которых – это крупнейший в Европе фуд-молл Vokzal 1853.
В региональных городах России представлено 54 действующих фуд-холла общей площадью 120,8 тыс. кв. м. Значительная часть новых объектов открывается в регионах.
В 2024 году Екатеринбург стал лидером среди городов-миллионников по количеству фуд-холлов, опередив Краснодар и Новосибирск.
В 2024 году открылись фуд-холлы в трех новых для рынка регионах (Пермский край, Томская область, Красноярский край).
✅ После открытия объектов, анонсированных на 2025 год, география рынка пополнится еще тремя регионами (Волгоградская область, Забайкальский край, Ханты-Мансийский АО).
Концепции ресторанов в фуд-холлах России
Лидерами среди кухонь остаются паназиатская, кофейни и десерты, а также европейская кухня, они также лидируют по количеству открытий новых корнеров в фуд-холлах.
В 2024 году наблюдался рост спроса на азиатские напитки, а также появление уникальных гастрономических проектов, таких как «Шанежная» с уральскими пирожками или итамеши-бистро Ciao, kaiju? сочетающее в себе смесь традиционных элементов итальянской и японской кухонь.
Структура рынка фуд-холлов России по формату по площади
Фуд-холлы в России можно разделить на несколько типов в зависимости от масштаба и концепции. Классические фуд-холлы занимают от 1 тыс. до 5 тыс. кв. м и предлагают разнообразные ресторанные корнеры с уникальными концепциями.
Фуд-маркеты сочетают в себе ресторанный формат с рыночными лавками, где можно приобрести свежие продукты. Самый крупный формат – фуд-моллы, площадью от 10 тыс. кв. м, они расположены в отдельно стоящих зданиях и объединяют в себе более 50 ресторанов и баров.
✅ В России пока четыре фуд-молла – один в Петербурге и три в Москве, однако в 2025 году в Москве ожидается открытие нового крупного фуд-молла Tverskoy 24/7.
комментарий
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF GROUP, Евгения Хакбердиева
«В последние годы мы наблюдаем стремительный рост доли развлечений и общественного питания в составе торговых объектов. Для многих потребителей, которые привыкли свершать базовые покупки онлайн, именно забота о проведении качественного и разнообразного досуга является весомой причиной для посещения торговых объектов.
Поэтому многие собственники зданий и операторы общепита постоянно придумывают новые форматы для привлечения трафика, для попадания в запросы целевой аудитории.
Формат гастрономических пространств с разным наполнением и постоянной сменой предложения – это один из популярных и востребованных концептов на сегодняшнем рынке, так как он позволяет закрывать сразу несколько задач у широкой аудитории».
Заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF GROUP, Наталия Киреева
«В отличие от фуд-кортов с набором сетевого фаст-фуда, основная цель которого задержать посетителя в торговом центре, когда он проголодался, фуд-холл больше ориентирован на осознанное погружение в гастрономию, исследование новых вкусов и кулинарных традиций.
В то время как в столичных городах этот формат гастрономических объектов уже знаком потребителю, в ближайшей перспективе мы ожидаем активное развитие фуд-холлов в регионах, где отмечаются изменения в потребительских предпочтениях и культуре питания.
Жители регионов становятся менее консервативны и ценят в фуд-холлах новый гастрономический опыт, новые впечатления, разнообразие и особую атмосферу».
✅ [1] Фуд-холл (он же фуд-молл, гастромаркет, фуд-пространство или фуд-спейс, фуд-парк) – гастрономическая площадка с набором уникальных концепций общепита. В отличие от фуд-кортов, где люди обычно перекусывают и отдыхают во время шопинга, фуд-холлы – это место притяжения, сюда приходят специально, чтобы попробовать новые блюда и пообщаться с друзьями. Посетитель фуд-холла, как правило получает возможность попробовать разные кухни мира в одном месте, при этом средний чек ниже, чем в ресторане. Наличие событийных площадок с разными мероприятиями в ряде проектов делает их полноценным форматом развлечений.
По материалам: NF GROUP