Пандемии вопреки: вакантность в торговых центрах Санкт-Петербурга, итоги 2020 года

По данным JLL, 2020 год для рынка торговой недвижимости Петербурга был одним из самых сложных за всю историю его существования. Большая часть магазинов не работала 4 месяца, временно закрывался и открывался общепит. Несмотря на это, торговые центры завершили год с низкими показателями вакантности, которые не прогнозировались даже на стабильном рынке до начала пандемии.

На конец декабря 2020 года свободными оставались 3,4% площадей, что на 0,2 п.п. ниже, чем год назад. Открытие двух новых торговых центров (Green Park в Славянке и третья очередь Outlet Village Pulkovo) в конце года не повлияло на изменение доли вакантности.

 

Динамика доли свободных помещений в торговых центрах Петербурга

Пандемии вопреки: вакантность в торговых центрах Санкт-Петербурга, итоги 2020 года

Несмотря на снижение вакантности, пока рано говорить о восстановлении спроса на докризисным уровне. Освобождающиеся помещения в 4 квартале арендодатели активно заполняли магазинами с сезонными товарами (верхняя одежда и головные уборы, новогодние украшения и елки и др.) на условиях краткосрочной аренды, а текущие арендаторы вели переговоры о продлении скидок на следующий год.

В Санкт-Петербурге распределение объёма пустующих площадей отличается в зависимости от формата объекта. Наибольшая доля вакантности (5%) по итогам 2020 года наблюдается в небольших окружных и районных торговых центрах, поскольку там в большей степени представлены индивидуальные предприниматели и малый бизнес, значительно пострадавшие от простоя в работе в период пандемии.

Сокращение покупательского трафика на 20-30%, а также смещение акцентов на товары первой необходимости и активное развитие онлайн-торговли привело к закрытию магазинов ряда сетевых операторов. В торговых центрах сократили присутствие такие бренды, как Mixit, «Связной», Reike, «Шарпей», Concept Club и др.

При этом, в топовых торговых центрах свободными остаются не более 2% площадей. В течение года они пополнились новыми брендами, ранее не представленными в городе. В «Галерее» открылся монобрендовый бутик спортивных товаров The North Face, в «Охта Молле» и «Питер Радуге» – магазин итальянской косметики Kiko Milano, в «Мега Дыбенко» магазин итальянской одежды Calliope, а в «Меркурий» пришёл s.Oliver Shoes. Петербургские аутлеты пополнились такими брендами, как Zilli, Gramz, Coccodrillo, Mees. Sokolov открыл сразу несколько ювелирных магазинов под конец года.


комментарий

Руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, Наталия Киреева

«Анализируя итоги 2020 года, ритейлеры продолжат искать баланс между онлайн и офлайн магазинами, оптимизируя своё присутствие в торговых центрах. Уже в 2021 году мы увидим реальную картину изменившегося спроса. Прогнозируется рост вакантности в торговых центрах с устаревшими концепциями и увеличение в них доли несетевых ритейлеров».


Кроме того, на перераспределение арендаторов между торговыми центрами в 2021 году может повлиять открытие трёх новых объектов арендопригодной площадью 62 тыс. кв. м, что больше, чем за 4 последние года.  На высокой стадии готовности, хотя и приостановлена пока, четвертая очередь «Заневского каскада» на «Ладожской», строится торговый центр в жилом квартале «Солнечный город» на юго-западе. Уже введён в эксплуатацию, но не открыт «Спутник» у метро «Ломоносовская».

 

Арендные ставки

2020 год в торговых центрах Санкт-Петербурга проходил под лозунгом «ставки сделаны, ставок больше нет». Действующие арендаторы весь год вели переговоры по коммерческим условиям в рамках текущих договоров аренды. Однако большинство собственников согласовывали скидки лишь на короткую перспективу с последующим возвращением к этим переговорам.

Для новых арендаторов зачастую предоставлялась скидка на аренду на первые месяцы после открытия с последующим повышением по мере восстановления трафика комплекса. Тем не менее, запрашиваемые арендные ставки снизились существенно. В то время как год назад максимальные ставки для стандартного магазина арендуемой площадью 100 кв. м, расположенного на 1-м этаже торговой галереи, достигали 80 тыс. руб. за кв. м в год (без НДС и операционных расходов), то в декабре 2020 года они снизились до 60 тыс. руб. Мы прогнозируем возвращение арендных ставок на докризисный уровень не раньше 4 квартала 2021 года. 

 

Диапазон арендных ставок в торговых центрах Петербурга по итогам 4-го квартала 2020 года

Профиль Площадь (кв. м) Ставки аренды*
(руб./кв. м/год)
Гипермаркет >5 000 4 000 — 11 000
Супермаркет 1 000-3 000 10 000 — 30 000
DIY 8 000-15 000 3 000 — 6 000
Товары для дома <2 000 5 000 – 8 500
Электроника и бытовая техника >1 000 10 000 — 23 000
150-1 000 15 000 — 23 000
<150 20 000 — 60 000
Спортивные товары >500 7 000 — 15 000
150-500 15 000 — 30 000
<150 20 000 — 40 000
Кино >3 000 4 000 — 6 000
Отдых и развлечения >1 000 4 000 — 10 000
500-1 000 4 000 — 10 000
<500 5 000 — 12 000
Парфюмерия и косметика >250 20 000 — 50 000
100-250 30 000 — 50 000
<100 20 000- 50 000
Товары для детей >1 000 5 000 — 12 000
150-1 000 10 000 — 25 000
<150 15 000 – 25 000
Фуд-корт >60 30 000 — 55 000
<60 40 000 — 55 000
Ресторан >300 8 000 — 12 000
<300 10 000 — 20 000
Обувь >250 11 000 — 40 000
100-250 20 000 — 40 000
<100 25 000 — 40 000
Одежда >500 8 000 — 20 000
300-500 10 000 — 25 000
100-300 20 000 -35 000
<100 15 000 — 40 000

 

По материалам: JLL