Шпалы деревянные — пилопродукция установленной формы и размеров, применяемая в качестве опор для рельсов железнодорожных путей. Уложенные на балластный слой верхнего строения пути шпалы воспринимают давление непосредственно от рельсов и, передавая его на подшпальное основание, способствуют неизменности взаимного расположения рельсовых нитей.
Согласно ГОСТ 78-2004 шпалы должны изготавливаться из древесины сосны, кедра, ели и пихты. В зависимости от назначения выделяют шпалы трех типов:
— I – для главных путей (толщина – 180±5 мм);
— II – для станционных и подъездных путей (толщина – 160±5 мм);
— III – для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий (толщина – 150±5 мм).
Шпалы в виде четырехкантного бруса называются обрезными, в виде трехкантного полуобрезные, в виде двухкантного — необразные.