Торговые центры Санкт-Петербурга в 2022 году: Вакантность Спрос Ротация

По данным консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге, в среднем по рынку торговой недвижимости вакантность увеличилась на 6,3 п. п. до 10,6%, а в суперрегиональных ТЦ выросла на 12,3 п. п., до 15,4%. Количество временно приостановивших работу брендов уменьшилось с 46 до 28 к концу года.

 

Вакантность

Рост вакантности в 2022 году наблюдался по всем типам торговых центров, кроме районных, где за год доля свободных площадей сократилась на 1,1 п. п. и составила 8,9%. В окружных торговых центрах также вакантно 8,9%.

Эти два типа объектов в текущих условиях демонстрируют наилучшие показатели по покупательскому трафику и испытывают наименьший отток арендаторов, что связано, во-первых, с небольшим количеством крупных международных ретейлеров, уход которых критично повысил вакантность в суперрегиональных объектах. А во-вторых, со сложившимися тенденциями в период пандемии, когда шопинг сместился ближе к дому.

В конце 2022 года наибольший объем свободных площадей наблюдался в суперрегиональных торговых центрах (15,4%), меньше всего площадей пустует в региональных ТЦ (5,2%).

Доля свободных площадей неравномерно распределена на рынке торговых центров Санкт-Петербурга. В 24 торговых центрах из 55 вакантность составляет менее 5%, а в восьми торговых центрах пустует более 20% площадей.

 

Доля свободных площадей в разных типах торговых центров Санкт-Петербурга

Торговые центры Санкт-Петербурга в 2022 году: Вакантность Спрос Ротация

 

Спрос

По итогам 2022 года в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга оставались закрытыми магазины 28 международных брендов из 10 стран, которые занимают 62 тыс. кв. м или 3% от арендопригодной площади.

Количество закрытых магазинов постепенно сокращается: на конец второго полугодия закрытыми были магазины 46 брендов площадью 211 тыс. кв. м или 10% арендопригодных площадей.

 

Структура временно закрытых магазинов международных брендов в ТЦ Санкт-Петербурга (исходя из площади), 2022 г.

По профилю деятельности

Торговые центры Санкт-Петербурга в 2022 году: Вакантность Спрос Ротация

По стране происхождения

Торговые центры Санкт-Петербурга в 2022 году: Вакантность Спрос Ротация

По профилю деятельности основная доля закрытых магазинов относится к категории fashion (61%) и «спортивные товары» (32%). Лидерами среди временно закрытых магазинов по стране происхождения бренда стали Испания (46%), Франция (21%), Германия (12%).

 

Ротация

В сегменте одежды и аксессуаров в 2022 году количество открытий магазинов (36%) превысило количество закрытий (32%). Продолжили развиваться как международные бренды, так и российские.

Среди иностранных брендов расширяют свое присутствие марки Gerry Weber (Германия) и Mexx (Нидерланды), из российских – Melon Fashion Group (Befree, LoveRepublic, Zarina, Sela), Gloria Jeans, Familia, «Снежная королева» и т.д.

В сегменте обуви количество открытий (10%) также превышает число закрытий (5%). Deichmann открылся под брендом NAM, ССС под брендом Obuv, Crocs – Saboo. Из российских марок новые магазины открылись у Thomas Munz, Kari, Mascotte, Zenden.

Отрицательная динамика открытий (4%) по сравнению с закрытиями (21%) наблюдается в сегменте товаров для дома. Российские компании, которые развивались и открывали магазины в торговых центрах, занимали существенно меньшие площади. Среди них –Candelabra Home, Cozy Home, Kuchenland, Divan Boss.

В детском ретейле и товарах для будущих мам также больше закрытий. Закрылись магазины «Дочки-Сыночки», «Детки», Toy.ru, «Буду мамой», Reike, Kakadu, что привело к значительному высвобождению площадей.

С другой стороны, на рынок Петербурга вышли новые сетевые бренды Choupette, Sela moms & monsters, Button Blue, Little Home, LOLOCLO, но они не смогли полностью заместить ушедшие марки, поскольку арендуют небольшие площади.

Ротация среди гипермаркетов городского формата была связана с уходом финской сети Prisma и открытием на этих площадях «Перекрестка».

 

Структура открытий и закрытий магазинов в ТЦ Санкт-Петербурга (исходя из площади) по профилю деятельности, 2022 г.

Открытия

Торговые центры Санкт-Петербурга в 2022 году: Вакантность Спрос Ротация

Закрытия

Торговые центры Санкт-Петербурга в 2022 году: Вакантность Спрос Ротация

Среди всех форматов развлечений наибольшие трудности в торговых центрах испытывают кинотеатры. В 2022 году закрылось три кинотеатра: «Мираж Синема» в ТЦ «Международный» и ТЦ «Атлантик-Сити», а также «Кинопарк» в ТЦ Green Park.

До этого в период пандемии также закрылись кинотеатры в ТЦ «Лигов» и в ТЦ «Пик». В то же время открылся кинотеатр в новом торговом центре «Прометей». По итогам 2022 года кинотеатры занимают 6,2% площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга, а до пандемии их доля составляла 7,3%


комментарий

Региональный директор по торговой недвижимости NF Group, Евгения Хакбердиева

В 2023 году доля свободных площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга продолжит расти. И есть два сценария развития сегмента: пессимистичный предполагает, что все временно закрытые на данный момент ретейлеры освободят помещения, и вакантность увеличится до рекордных 13–14%.

Больше всего уход международных брендов скажется насуперрегиональных и региональных торговых центрах. Но впоследствии ожидается период восстановления сегмента и снижения объема свободного предложения, который продлится от года до трех лет.

Наиболее реалистичный сценарий развития предполагает достижения пика вакантности на уровне 12% к концу первого квартала 2023 года, после чего будет наблюдаться снижение доли свободных площадей по мере заполнения их российским и азиатскими ретейлерами, а также теми европейскими брендами, которые продолжают развитие.

 


 

Автор:
Источник: NF Group