Первая половина 40-х годов приостановила прогресс климатической техники – в Европе и Азии гремели бои, а Америка в целях экономии ужала невоенные расходы. После окончания второй мировой войны кондиционирование нашло широкое применение в быту. В нашей стране это время наступило значительно позже. Приоритет оставался за производством. В середине 50-х годов на Харьковском заводе кондиционеров была реализована совместная разработка НИИ санитарии и Ленинградского института охраны труда – освоен выпуск отечественных центральных кондиционеров. Объемы производства были сравнительно невелики: 1975 г. – 4 тыс. шт.; 1990 г. – 7,6 тыс. шт. Первые автономные кондиционеры отечественного производства появились в начале 60-х гг. и изначально, как зачастую все первое и лучшее, предназначались армии. Их главными заказчиками были уже тогда начиненные электроникой ракетные войска и военно-морской флот, а основным производителем Домодедовский машиностроительный завод. В 1975 г. было выпущено чуть более 1 тыс., в 1980 г. – 10 тыс., а в 1985 – 19 тыс. шт. Человек с улицы смог узнать, что такое кондиционер, лишь после того как заработал завод в Баку, и с этой самой улицы можно было разглядеть установленные в окнах по большей части административных зданий изготовленные там по лицензии одной из японских фирм оконные кондиционеры. Объемы их производства постепенно наращивались (в 1980 г. было выпущено 401 тыс. шт., в 1983 – 428 тыс.). Всего за несколько десятилетий своего существования этот главный производитель бытовых кондиционеров выпустил по меньшей мере 5-6 млн изделий. После 1991 г. значительная часть производственных мощностей по выпуску климатотехнической продукции осталась за границей – промышленное кондиционирование на Украине (Харьков, Краматорск, Мелитополь), бытовое – в Азербайджане. Все пришлось начинать с почти белого листа. Смотрите, кто пришелОбразовавшийся дефицит был ликвидирован импортной продукцией. Совсем было замороженный рынок оживился. В Россию пришли иностранные компании. Не сказать, что до этого она была для них terra incognita. На ряде важных и престижных объектов продукция преимущественно японских и американских фирм монтировалась еще в 60-е, 70-е и 80-е годы. Так в 1964 году оборудование Daikin было установлено в Алмазном фонде в Москве. А несколько позже в тогда еще Ленинграде: в здании управления Министерства культуры и Русском музее. И все же наступление, предпринятое иностранными компаниями в конце 80-х – начале 90-х, имело беспрецедентные масштабы. Такого изобилия товарных знаков в России еще не видели. Пионерами в новом освоении российского рынка выступили французская AirWell (совместное предприятие появилось еще в 1987 году), американские York (корпорация «Йорк Интернэшнл» была аккредитована при Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации в 1991 г.) и Carrier. С 1993 года в России появляется торговая марка Tadiran (Израиль). Вообще в 1993–1995 гг. наибольшую активность на молодом российском рынке проявляют фирмы из Европы и Израиля. Помимо Airwell и Tadiran в Россию приходят DeLonghi, Amcor и Electra. (Столь внушительное представительство Израиля вполне закономерно – в этой стране создана мощная климатотехническая индустрия, а внутреннее потребление соизмеримо с российским). Но долго править бал европейцам было не по плечу. Даже у себя дома они располагают не столь уж большим количеством самостоятельных конкурентоспособных компаний. А немалое число формально европейских производителей имеют американское или японское содержание. Вторая после США (а может быть, уже и первая – вопрос спорный) климатотехническая сверхдержава начала активно теснить конкурентов в России: 1994 г. – на рынке появляются Toshiba и Hitachi, 1995 – Sharp и Panasonic, чуть позже – Mitsubishi Electric и Sanyo. Почти следом за компаниями с японских островов пришли их соседи – фирмы с Корейского полуострова. Активная продажа оборудования компаний LG, Samsung и Daewoo начинается в конце 90-х годов. Так, широко известный своей бытовой техникой Samsung Electronics знакомит россиян со своими кондиционерами в 1998 году. Кто следующий? Если говорить о прогнозах, то нельзя исключать появления еще одного мощного потока – на сей раз зародившегося в недрах бурно развивающейся китайской экономики. Поскольку почти все производство китайских кондиционеров контролируется иностранным, в первую очередь американским и японским капиталом, изделия отличаются весьма высоким качеством, а благодаря изобилию дешевой рабочей силы, невысокой ценой. Уже несколько лет представительства китайских фирм MD, Haier, Gree, Chunlan активно работают во многих европейских странах. А официальный сайт посольства КНР в Российской Федерации в конце прошлого года не без удовольствия отмечал: «Все большей популярностью пользуется в России китайская бытовая техника. Некоторые ее виды, такие как холодильники, цветные телевизоры и кондиционеры, раскупаются, еще не поступив в розничную продажу. Главная причина возрастающей популярности китайской техники – относительно низкие цены. В этих низких ценах, да плюс в вызванном азиатским кризисом конца 90-х падении спроса эксперты видят причину стойкого снижения цен на климатотехническую продукцию в большинстве стран мира. А о силе китайских производителей говорит факт начала поставок кондиционеров в Японию (в этом году, по крайней мере, 30 тыс.). Если уж сама колыбель сплит-систем и инверторных технологий дала слабину, то нашему рынку устоять будет еще труднее. |
Структура российского
|
Сплит-системы – 72% | |
Оконные – 27% | |
Мобильные – 1% |
Десятилетие в цифрах и лицах
Общие объемы
Итак, отброшенный назад рынок в начале 90-х пришел в себя и начал довольно быстро набирать обороты. В 1994 г. было реализовано 43,1 тыс. кондиционеров. В 1996 г. объем продаж удвоился и достиг отметки 95 тыс. штук, что позволило России войти в пятерку крупнейших европейских потребителей. В 1997 г. было продано уже не менее 125 тыс. кондиционеров, и рост обещал продолжиться. Так оно и случилось. Но в запомнившемся тяжелейшим кризисом 1998 году было продано лишь чуть больше 150 тыс. кондиционеров. Поскольку кризис по времени подоспел к завершению сезона, его влияние на годовые показатели в целом оказалось сглаженным. Однако в сентябре отмечалось падение продаж в разы.
Кризис изменил лицо главного потребителя. Если прежде основным покупателем выступала непроизводственная сфера – офисы многочисленных банков и инвестиционных компаний, то после августа 1998 г. произошел поворот в сторону частного потребителя (по оценкам экспертов, его доля в закупках сплит-систем увеличилась с 20 до 30–40%) и в меньшей степени предприятий сферы обслуживания. Сведения по продажам на 1999 г. разнятся. По данным газеты «Ведомости» от 24.04.2000, в послекризисном 1999 г. было продано 137, 8 тыс. кондиционеров. Тематическое приложение к «АиФ» (21.06.2000) сообщало о проданных в этот год в России 102 тыс. сплит-систем, 45 тыс. оконных и 2,5 тыс. мобильных кондиционеров (нетрудно подсчитать, что вместе получается 149,5 тыс. шт.), что на 1,8% меньше, чем в 1998 году.
Согласно другим данным, абсолютного падения не было вовсе, и по итогам 1998-1999 годов Россия стала четвертым потребителем кондиционеров в Европе. Активнее климатическую технику покупали только в Испании, Италии и Греции. А газета «МОДУС» в № 85, от 16–31 марта 1999 г. писала: «Достаточно сказать, что в 1998 г. по количеству проданных кондиционеров Россия заняла третье место в Европе!». 2000 г. ознаменовался переходом через двухсоттысячный рубеж. В этом году ожидается продажа 230–240 тыс. кондиционеров. Динамика российского рынка кондиционеров в 1994 – 2000 годах.
|
|
Автор:
Источник: PRO движение