ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПЕНОБЕТОНА

Пенобетон, как известно, обладает множеством полезных свойств: практически не подвержен воздействию времени, предотвращает потерю тепла зимой, не боится сырости, обладает достаточно высокой способностью к поглощению звука. Кроме того, пенобетон не выделяет токсичных веществ при эксплуатации.

Дефицита в пенобетоне строительный рынок города не испытывает. Порядка 25 предприятий в Санкт-Петербурге сегодня производят неавтоклавный пенобетон.

 

Условно их можно разделить на две группы:
  • Крупные предприятия, объемы производства которых равны заводским. На рынок неавтоклавных ячеистых бетонов они поставляют до 100–150 кубометров материала в сутки. Такими объемами в СПб может похвастаться пока только один производитель – ООО «Опытный бетонный завод»;
  • Мелкие предприятия, объемы производства которых исчисляются в среднем десятью кубометрами в сутки.

Еще одна группа производителей работает в составе строительных компаний и делает пенобетон для собственных строительных нужд. Например, ООО «Электрострой» (ЛенСпецСМУ). Их объемы выпуска пенобетона напрямую зависят от количества строящихся площадей, и могут постоянно меняться.

 

Актуальные проблемы производителей пенобетона

Летние месяцы у производителей пенобетона – самые жаркие и самые прибыльные. Именно в это время материал пользуется наибольшим спросом у покупателя, тогда как зимой почти все предприниматели уходят на 3–4 месяца в вынужденный отпуск.

В марте 2005 года производители цемента подняли цены на 70%, сочтя подорожание вполне закономерным. Цены на материал не менялись с 2003 года, тогда как стоимость электроэнергии и железнодорожных перевозок, например, за эти два года поднялась в среднем на 25%. (Отмечу, что цемент – основа пенотбетона, наряду с водой, песком и пеной. Благодаря использованию экологически чистых природных компонентов на Западе – в частности, в Чехии – блоки из пенобетона называют биоблоками.).

Производителям пенобетона ничего не оставалось, как повысить в среднем на 20% цену на свой материал. А это привело к тому, что пенобетон сдал и без того свои шаткие позиции перед еще одним представителем ячеистых бетонов – газобетоном. Разница в их стоимости стала незначительной.

Необходимо отметить, что сегодня одна из главных проблем, стоящих перед производителями пенобетона – это неосведомленность, как покупателей, так и мелких подрядчиков, о качественной разнице между этими материалами группы ячеистых бетонов, а также слабая информированность потребителя о материале в целом.

«Заказывают материал, привозишь, а покупатели начинают удивляться: почему он серый, а не «беленький». Большинство наших людей ставят знак равенства между пенобетоном и газобетоном», – рассказывает генеральный директор ООО «Биотранс» Геннадий Симонин.

Неудивительно, что на фоне подобной неосведомленности населения повышение цен на пенобетон ведет к понижению его спроса среди покупателей. Что же касается крупных производителей, то их больше беспокоит отмена негласного кредита с производителями цемента.

«Раньше мы брали цемент в долг и могли расплатиться после того, как стройкомпании, которым мы поставляли пенобетон, расплачивались с нами. Строители сегодня неплатежеспособны, тем более на фоне последнего снижения спроса на жилье. Для нас подорожание цемента чревато остановкой производства», – говорит генеральный директор ООО «Опытный бетонный завод» Алексей Кожухов.

 

Начало сложного пути?

Но все же подобные трудности не пугают российского предпринимателя, решившего открыть малое или большое предприятие по производству пенобетона. Как и в любом другом бизнесе, в этом есть свои издержки и трудности.

Итак, сначала – капиталовложения. 1 млн. 200 тыс. рублей в среднем уйдет на покупку оборудования для производства пенобетона и организацию склада хранения. Кроме того, нужно арендовать помещение для производства – в среднем 400 м2. Высокая стоимость аренды городских площадей вряд ли сделает производство рентабельным. Поэтому основные адреса выпуска пенобетона сегодня за городом.

«Вначале я столкнулся с еще одной проблемой – оборудования, которое бы выпускалось под производство с небольшими объемами, не найти, – говорит Геннадий Симонин. – Например, машина для просеивания песка рассчитана на тонны, у нас даже песка столько нет. Но мы выходим из положения – связываем в комплекс разрозненное оборудование».

На следующем этапе предприниматель начинает осваивать технологию изготовления пенобетона. «Это можно сравнить, например, с готовкой борща. Чтобы приготовить хороший борщ, хозяйка должна вначале сварить кастрюль пятнадцать – понять, в какой последовательности и пропорциях лучше добавлять ингредиенты. Так и с пенобетоном. Прошло два месяца, прежде чем получилась качественная смесь», – делится опытом Геннадий Симонин.

Качественный пенобетон – это, прежде всего, прочный пенобетон. Прочность обеспечивается за счет качественного цемента и специальных химических добавок. Чтобы свести к минимуму количество трещинообразований на готовом блоке, мелкий производитель добавляет в замес специальное волокно – полипропиленовую фибру. Это в идеале.

Фибра – добавка дорогая. С ее использованием цена пенобетона сразу возрастает на 10%. Чаще всего желание индивидуального застройщика сэкономить побеждает желание приобрести прочный пенобетон, и потребитель, купив блоки по более приемлемой цене, прощает материалу «трещинки» и неровности. «Но для нас цена не главное, – рассказывает Алексей Кожухов. – Наше предприятие не устроило качество этого волокна, и мы от фибры отказались. Сейчас перешли на химические добавки».

Сделав замес, предприниматель вдруг обнаруживает, что тщательно взбитая смесь дает осадок, и равномерной пористости материала не добиться! Опытные производители считают, что эта технологическая проблема в основном возникает из-за воды. Очень важно, чтобы она была мягкой и добавлялась в нужных (кстати, небольших) пропорциях. Поэтому предпринимателям, работающим в Ленинградской области, где вода, как известно, жесткая, следует пропускать ее через обменный фильтр. А кроме того, добавлять эффективный ускоритель схватывания – и осадка пеномассы перестанет быть проблемой.

Таким образом, наш гипотетический предприниматель методом проб и ошибок все же добивается качества материала. Но вот чего ему никак не изменить – это геометрию пенобетонных блок-форм. Это еще одна из важных проблем производства материала. Чаще всего производитель заливает пенобетон в так называемую «кубовую» форму, чертеж которой выдается бесплатно про покупке оборудования. Как ни странно, но под пенобетон она не приспособлена, поскольку пришла из мира тяжелых бетонов. Ее, казалось бы, явное преимущество – многоместность – оборачивается браком для пенобетонного блока.

При извлечении блока из такого массива его края не выдерживают. Но даже покупка формы у фирмы – производителя оборудования для изготовления пенобетона часто не спасает размеры пеноблока от несовершенства. Хоть и, согласно ГОСТу 21520-89, частая погрешность в 3 мм/м допустима, это абсолютно не интересует покупателя, который во время строительства понимает, что размера блоков отличаются от тех, которые он заказывал.

Без идеальной геометрии пеноблока производитель не может рассчитывать на получение сертификата, а значит, и на сотрудничество с крупными стройкомпаниями. Но как это ни странно, многие мелкие производители и не стремятся проходить сертификацию! Зачем же они ставят себе преграду на пути к хорошей прибыли?

Для получения сертификатов – в системе ГОСТа, у санэпиднадзора, пожарной службы, в системе ГОССТРОЯ РФ – нужно не только производить качественный пенобетон, но и заплатить порядка 6 тыс. евро, чтобы материал проверили на качество, а оборудование и помещение признали безопасными. Индивидуальные застройщики вряд ли спросят у производителя сертификат, а на крупный строительный рынок, где он необходим, мелкому производителю, начинающему свой бизнес, дорога пока закрыта.

 

Производить или не производить?

«В этом году, когда все строительство в стагнации, я бы не советовал вкладывать средства в производство пенобетона», – размышляет Геннадий Симонин.

Иное мнение у крупных предпринимателей. «Производить пенобетон прибыльно! Представьте, как экономят на перевозках стройкомпании, когда покупают материал, производство которого находится в пределах города и области, а не в Украине, например».

Без сомнения, крупные предприятия с заводскими объемами производства получают прибыль, в сотни раз превышающую доходы мелкого производителя. Кроме того, у них есть постоянные клиенты – строительные компании, которые закупают товар крупными партиями. Мелкий предприниматель, работающий на индивидуального застройщика, первые два года работает на самоокупаемость, и только потом начинает получать какую-то прибыль, причем непостоянную.

На фоне отсутствия поддержки малого предпринимательства, недостатка информации о пенобетоне у покупателя, конкуренции с крупными предприятиями, слабой ориентированности производителей оборудования для пенобетона именно на мелкого предпринимателя, для большинства из них производство пенобетона нерентабельно. Создается замкнутый круг: чтобы получить хорошую прибыль, нужно наращивать объемы производства. Для этого необходимы средства, а взять их негде – мелкое производство не дает такой большой прибыли.

Данное мнение ошибочно, и оно связано с тем, что многие предприниматели работают по-старинке, не используя возможностей современного рынка. Например, одна из фирм – производителей оборудования, компания «Строй-Бетон», предлагает приобретать оборудование в лизинг.

С помощью лизинга можно быстро получить оборудование, начать на нем работать и получать прибыль, ежемесячно выплачивая за него вполне приемлемую сумму. Тем более что на сегодняшний день эта схема увеличивает стоимость оборудования лишь на 12%. Оформить лизинг в компании «Строй-бетон» можно очень просто и быстро, поэтому при недостатке средств на открытие или расширение производства это – идеальная схема.

 


 

Автор: Краева Екатерина
Источник: Популярное бетоноведение