ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ И ЛИЗИНГА СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Арендные отношения в той или иной форме стары как мир. В русском языке существует целый ряд терминов, описывающих это понятие – брать на откуп, откупать, оброчить, кортомить, брать в оброк, в брозгу, в кортом, на съем, сымать, нанимать, наймовать1. А вот аренда строительной техники появилась в узнаваемых очертаниях на рынке российских строительных услуг в 60-х годах XX века, а именно с момента создания на территории СССР Управлений Механизации.

Функция этих управлений мало отличалась от деятельности современных организаций той же специфики – предоставление в аренду (естественно, по установленным государством ставкам), техническое обслуживание и заправка топливом строительных и дорожных машин.

 

Действующие лица аренды строительной техники

В наши дни рынок услуг аренды спецтехники наиболее развит в мегаполисах, где до недавнего времени стремительно развивался строительный бизнес. Арендаторами спецтехники стали, с одной стороны, небольшие строительные организации, для которых высокая стоимость не позволяет держать в собственности богатый парк строительных машин. С другой стороны, крупные строительные фирмы также вынуждены подчас нанимать дополнительное оборудование при строительстве масштабных объектов, особенно когда поджимают сроки или, скажем, происходит неожиданная поломка машины. Процент сторонней, арендуемой техники от общего числа используемой техники в этом случае небольшой и составляет примерно 5%.

Что касается организаций, предоставляющих услуги аренды строительной техники, то условно их также можно разделить на две группы.

Существуют фирмы, целиком специализирующиеся на аренде строительной техники и ее реализации на вторичном рынке. Как правило, эти организации имеют весьма обширный парк, позволяющий их основным клиентам – крупным строительным и дорожным компаниям, нанимать целый комплекс техники под насущные нужды. Кроме проблем, связанных с недостатком на стройплощадке строительных машин, компании-потребители одновременно решают вопрос с персоналом, получая вместе с машиной сертифицированного оператора.

Вторая группа арендодателей состоит из строительных организаций средней загруженности, имеющих в своем арсенале периодически простаивающую технику. В этом случае, получить грамотного оператора с единицей техники гораздо вероятнее, поскольку он хорошо знаком с нюансами работы конкретной машины. Клиентами таких организаций являются небольшие строительные фирмы, имеющими в своем арсенале ограниченный круг самой необходимой техники.

Со списком востребованной в арендном отношении спецтехники можно ознакомиться на сайте любой крупной организации соответствующей специфики.

В него входит:
  • аренда общестроительной техники – экскаваторы-погрузчики, колесные и гусеничные экскаваторы, бульдозеры; техника для погрузочно-разгрузочных работ – фронтальные погрузчики, минипогрузчики, телескопические погрузчики, вилочные погрузчики, самосвалы;
  • аренда подъемной техники – краны;
  • аренда машин для дорожностроительных работ – катки, асфальтоукладчики, автогрейдеры, дорожные фрезы марок JСB, Hitachi, САТ (Caterpillar), МАЗ, КАМАЗ, Komatsu, Volvo, DYNAPAC, BOMAG, АМКОДОР, IVECO.

Большинство строительных машин имеют зарубежную родословную, а их средний возраст составляет от 3 до 6 лет.

ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ И ЛИЗИНГА СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Лизинг, аренда и кризис

В отличие от лизинга, также предоставляющего в аренду технику с последующим выкупом, которая, в свою очередь, и является залогом, аренду строительной техники в ее стандартном понимании можно назвать операциональным способом решения насущной проблемы. Не будет сильным преувеличением сказать, что эти два вида пользования строительной техникой скорее дополняют друг друга, чем конкурируют.

Разумеется, в условиях развернувшегося мирового экономического кризиса, так тяжело отражающегося на отечественной банковской системе, лизинг строительной техники как долговременная операция будет несколько сдавать свои позиции, уступая место маневрирования простым арендным отношениям на уровне «утром деньги – вечером стулья».

Высокие риски взаимоотношений с банками со стороны организаций, предоставляющих строительные услуги, касаются и самих банков. В самом деле, при долговременном выкупе банк также сильно рискует остаться наедине с уже «профессионально заюзанной» строительной машиной и с головной болью ее сбыта на вторичном рынке. Поэтому лизинговые компании при просрочке платежей отнюдь не торопятся получить обратно за долги предоставленную единицу строительной техники, а предпочитают действовать через арест счетов провинившейся фирмы.

Хотя интуитивно каждому понятно, что связываться с банками выходит накладно и может обернуться разнообразными чудесами, все же лизинговая схема позволяет быстро получить в пользование (а затем и в собственность) новую дорогостоящую технику, на которую при других условиях организация рассчитывать попросту не может.

 

Практикум умной аренды

Итак, что же подразумевается под сакральным понятием временного пользования строительной техники? Во-первых, само собой разумеется, предоставление технически исправной, готовой к работе техники с количеством топлива, необходимым для выполнения работ. Все плановое техническое обслуживание и ремонт механизмов должно проводиться в нерабочее для заказчика время. Арендная строительная техника комплектуется необходимой инвентарной стандартной оснасткой – к примеру, грузозахватными приспособлениями в случае аренды грузоподъемных кранов.

Как правило, аренда строительной техники включает за дополнительную плату ряд необходимых услуг – это доставка техники до стройплощадки, инструктаж оператора (если аренда производится без оператора), дополнительная заправка топливом на рабочем месте.

Что касается характера выполняемых работ и их соответствия проектам и технологическим картам, то эта ответственность целиком лежит на плечах арендатора. Не нужно забывать, что заказчик берет в наем технику, а не подрядную организацию для выполнения поставленных задач. Все, что происходит на стройплощадке, должно контролироваться со стороны организации, проводящей строительные работы. Это касается и соблюдения операторами техники безопасности, и охраны самой техники.

 


 


Автор: Фокин Д. И. 
Источник: ww
w.vskrus.com