КОВРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ

На Востоке ковер испокон веков считался символом преуспевания, здоровья и верности обычаям предков. И жалко смотрелась та семья, которая не могла устелить полы своего дома достойными коврами. В некоторых странах ковры до сих пор считаются символом богатства и могущества. Их традиционно дарят на свадьбу и юбилеи, получают в наследство и хранят как бесценную семейную реликвию.

Действительно, восточные ковры можно по праву назвать произведениями искусства, равными по ценности старинным европейским гобеленам, шпалерам и картинам. К примеру, производство настоящего персидского ковра требует высочайшего мастерства и усердия: мастер завязывает тысячи узелков на матерчатой основе, на это уходит от полугода до нескольких лет (на один квадратный метр приходится до нескольких миллионов узелков). После того какковер соткан, его промывают в проточной воде – это своеобразная проверка на качество. Если рисунок не полиняет, краски не померкнут, а нитки не разойдутся, значит, ковер сделан на совесть.

Ковры ткутся вручную до сих пор. Однако изготовление современного европейского ковра далеко ушло от древнего восточного искусства: ручная работа уступила место машинной, а национальные узоры заменили изображениям и крупных цветов и геометрических фигур. Стоимость же такого, сотканного машинным способом, ковра может иногда равняться стоимости изготовленного вручную. Все зависит от материалов, из которых выполнен ковер, а также его плотности (количества узелков на квадратный метр), напрямую определяющей долговечность и качество изделия.

Зри в корень

Основные материалы для производства ковров сегодня – это шерсть, шелк и синтетические волокна. Шерсть издревле является традиционным и самым распространенным материалом для ковроткачества. Она необычайно прочна, долговечна, устойчива к истиранию и механическим воздействиям. Поэтому в проходных помещениях лучше использовать именно шерстяные ковры: они эластичны, их волокна возвращаются в первоначальное положение даже после значительны х нагрузок, и на них не остается следов от мебели.

 

Шерстяные ковры способны улавливать влагу в сырых помещениях и сохранять тепло в плохо отапливаемых комнатах. Они не накапливают статическое электричество, по ним приятно ходить босиком. Всем известны и эстетические достоинства шерстяных ковров – волокна шерсти не блестят, выглядят исключительно мягкими, создавая ощущение уюта. Кстати, цена эксклюзивных шерстяных ковров со временем не уменьшается, а, наоборот, возрастает.

Шелк с давних пор считается одним из самых ценных и почитаемых природных материалов.Ковры из шелка отличаются изяществом, особой элегантностью, а также мягким мерцающим блеском. Шелковые волокна справедливо считают самыми прочными, однако ковры из них довольно тонкие и вряд ли могут согреть в холодные зимние вечера. Кроме того, шелк отличается высокой гигроскопичностью, поэтому шелковые ковры не следует подвергать длительному воздействию влаги. Впрочем, есть и немаловажные достоинства: шелковая пряжа благодаря своей необычайной тонкости позволяет достичь высочайшей плотности плетения, за счет чего обеспечивается исключительно детальная проработка рисунка и долговечность изделия.

Непревзойденный до сих пор рекорд установлен в Китае, где был соткан ковер с плотностью примерно 10,8 млн. узелков на квадратный метр. Это соответствует примерно 3,3 узелка на миллиметр по ширине и высоте. Такое сверхтонкое плетение было включено в книгу рекордов Гиннеса. Надо сказать, что и стоимость шелковых ковров значительно выше шерстяных. Такие ковры используют в качестве декоративного украшения, которое послужит не одному поколению. Помимо натурального шелка, получаемого из коконов гусениц шелкопряда, для изготовления ковров используется также искусственный – вискоза, ацетатный и медно-аммиачный шелк. Искусственный шелк получают из натурального продукта – целлюлозы, то есть сырьем является древесина.

Существует три промышленных способа, позволяющих вытягивать нить из чистой целлюлозы. Использование так называемого вискозного способа позволяет получить вискозу или вискозный шелк. При использовании ацетатного способа получается ацетатный шелк, а при использовании медного способа – менее распространенная медно-аммиачная филаментная нить. Исходным материалом для ее получения является исключительно облагороженная целлюлоза, или линтер, очень коротковолокнистая хлопковая нить, не допускающая прядения.

Чистый шелк можно отличить от искусственного, или ацетатного, путем проведения простого теста – так называемой пробы на сгорание. Тлеющий чистый шелк, который является белковым соединением, издает запах сгоревшего рога. Ацетатный же шелк, будучи целлюлозным продуктом, напротив, образует беловатый дым и распространяет резкий запах, аналогичный запаху горящей бумаги. Напольные ковры из искусственного шелка быстро сваливаются, а потому и легко загрязняются, утрачивая довольно скоро свой привлекательный внешний вид.

Хлопок играет вторую по важности роль (после шерсти) в промышленном производстве плетеных ковров, но он используется не для получения ворса, а в качестве материала тканой основы (нитей основы и уточных нитей). Хлопок, отличающийся устойчивостью формы и высокой прочностью на растяжение, хорошо зарекомендовал себя в качестве основы для удержания ковровых узелков. Иной раз он вплетается также в ковровый ворс. В старых и антикварных коврах, например, туркменских, он использовался иногда для оформления белым контуром небольших деталей узора.

Сегодня же хлопок входит в состав коврового ворса обычно в мерсеризованной форме. Мерсеризованная пряжа – это пряжа, прошедшая дополнительную технологическую обработку – мерсеризацию (обработку концентрированным раствором каустической соды), в результате чего повышается ее устойчивость к разрыву и к истиранию, уменьшается ворсистость, пряжа приобретает цилиндрическую форму и шелковистый блеск.

Этот метод разработан в первой половине XIX века английским химиком Джоном Мерсером. Химическая обработка улучшает одновременно способность к окрашиванию, примерно на 25% повышается и допустимое растягивающее усилие. Мерсеризованный хлопок используется для плетения ковров в Турции (Кайзерия), в индийской части Кашмира и редко – в Пакистане. Он придает изделию вид шелкового ковра. В торговле такие «шелковые имитации» называются повсюду «обманчивыми».

На турецких базарах мерсеризованный шелк представляют туристам под следующими названиями: древесный шелк, растительный шелк, флош, шелковидный материал, ипекли. Такие наименования призваны завуалировать истинное происхождение материала и не просто вводят в заблуждение, но и являются ошибочными по существу.

Большой популярностью сегодня пользуются ковры из искусственных материалов – суприма, терклона, полиэстера, полиамида и т. д. Такие ковры недорого стоят, а их дизайн привлекает многих. Помимо цены и дизайна, синтетические изделия имеют огромный «плюс» – практичность. Они гораздо проще в уходе, чем ковры из натуральных материалов. Но львиную долю на рынке сегодня составляют не синтетические, не шерстяные и уж тем более не шелковые ковры.

Явное лидерство – за коврами из смесовых волокон, обладающими достаточно низкой стоимостью. Как правило, они изготавливаются из пряжи, представляющей собой смесь шерсти с синтетическими материалами. При этом, чтобы ковер оправдывал свою стоимость и сохранил свое великолепие на радость внукам и правнукам, доля искусственных волокон в нем не должна превышать 50 процентов. Поэтому при покупке обязательно поинтересуйтесь, каков его состав.

Узелок завяжется…

Классифицировать ковры можно не только по их составу, но и по способам изготовления. В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (иглопробивные). Тафтинговое производство скоростное, дешевое. Процесс изготовления тканых ковров гораздо медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры значительно дороже тафтинговых. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.

Тканый ковер не имеет ворса. В отличие от тканых, плетеные ковры образуются в процессе внедрения пряжи в тканевую (хлопковую, шерстяную или, допустим, джутовую) основу посредством плетения узелков. Плетеные ковры имеют ворс. Каждый узелок завязывается отдельно, благодаря чему обеспечивается возможность получать абсолютно любые узоры.

Ковры различаются также по текстуре ворса, который может быть петлевым или разрезным. Разрезной ворс получается, если петли разрезать или подстричь. Он менее прочен, чем петлевой. Но зато выглядит изящнее. Причем в одном ковре могут быть и петли, и разрезной ворс. Самым простым ковром является петлевой одноуровневый: все петли имеют одинаковую высоту и не разрезаны. Это идеальное решение для офисов и помещений с большой проходимостью, например, для лестниц. Неразрезанные петли устойчивы к износу. Если сделать петли разной высоты, то получится петлевой многоуровневый ковер с рельефом.

Однако надо учесть, что даже на коротком разрезном ворсе остаются следы шагов и грязь, поэтому такой ковер требует гораздо большего внимания и ухода. Переставлять на нем стулья или столы, конечно, не рекомендуется. Не стоит прельщаться мягкостью длинного ворса, если ковер предназначен для помещения, где собирается много людей. Длинный ворс больше подходит для спален и домашних кабинетов, а короткий, наоборот, – для гостиных, столовых и холлов.

Экзотика Востока

Сегодня многие желают оформить интерьер в так называемом колониальном стиле. Для этого требуется экзотическая мебель, украшения из слоновой кости, изысканный китайский фарфор и, конечно же, ковры – персидские, турецкие или китайские. В основе сюжетов ковров колониального стиля лежат традиционные орнаменты: цветы, животные, медальоны, а также религиозно-философские мотивы стран, где они выпускаются. Конечно, не каждый может позволить себе иметь старинный ковер, но многие в состоянии приобрести вполне доступную и качественную реплику.

Такие ковры выпускаются в Европе по эскизам европейских и американских дизайнеров небольшими партиями и имеют свой, хоть и узкий, рынок. Кстати, за счет относительно невысоких цен при отменном качестве интерес к этим изделиям не ослабевает. Приобретая же настоящий персидский ковер ручной работы, можете не сомневаться в его эксклюзивности – мастер никогда с точностью не повторяет узор, хотя общие элементы узора могут сохраняться: именно по ним можно судить, в какой местности сделан ковер.

Например, в коврах, изготовленных в иранском городе Табриз, преобладают яркие цвета и крупные элементы узора, в Наине – наоборот, холодные оттенки и мелкие детали. Для непальских ковров характерен крупный геометрический рисунок, напоминающий картины абстракционистов, и резкие переходы цвета. При этом возможны самые смелые сочетания: ярко-красного с зеленым или лилового с белым. Из ковров ручной работы, пожалуй, только непальские могут быть целиком однотонными, с рисунком в виде одной или нескольких геометрических фигур.

советы жс

ПО УХОДУ ЗА КОВРАМИ

  • Ковер нужно регулярно пылесосить. Это сохранит его внешний вид и продлит срок его службы.
  • Своевременно удаляйте пятна. Чем раньше вы начнете чистку, тем больше вероятность успеха.
  • Главное условие для того, чтобы не осталось пятна, – не пытайтесь втереть его в ковер. А для того, чтобы избежать подтеков, посыпьте края пятна тальком или крахмалом и начинайте чистить от края к середине пятна.
  • Для влажной чистки используйте пенообразующий шампунь, который защитит ковер от промокания. Пользуйтесь только качественным продуктом, который не повредит цвету и структуре ковра.
  • При невозможности почистить ковер своими силами – обратитесь к профессионалам. Они вернут вашему любимому ковру его первозданный вид, и он прослужит вам еще долгие годы.
  • Чтобы подготовить ковер к хранению, сначала необходимо свернуть его в рулон, а потом закрыть полиэтиленовой пленкой.
  • Сушить ковры нужно естественным способом, избегая попадания прямых солнечных лучей.

Цена вопроса

Итак, цена на ковер зависит, прежде всего, от материала, технологии изготовления (вручную или машинным способом) и страны-производителя. Если речь идет о натуральных шерстяных коврах ручной работы, цена которых возрастает год от года, то еще одним критерием, определяющим цену, будет срок его существования. Впрочем, здесь нужно быть очень внимательным: повышенный спрос на антикварные изделия заставил мастеров разработать технологию «искусственного старения», по которой ковер «вываривается» и шлифуется. Иногда только специалист может отличить ковер, созданный несколько десятилетий назад, от изделия, изготовленного сравнительно недавно.

Самыми дорогостоящими считаются шелковые ковры (их цена может составлять несколько десятков тысяч долларов). Далее по «ковровой иерархии» вниз следуют изделия из шерсти. Еще «ниже» – ковры из шерсти в комбинации с синтетикой. И, наконец, самые дешевые – синтетические ковры. Что касается страны, то здесь, повторимся, лидирует Иран. Цена за шелковый ковер составляет от 1000 долларов за квадратный метр, за шерстяной – от 400 долларов за квадратный метр. Непальские ковры могут быть вдвое дешевле, а китайские – даже втрое. Что уж говорить об азербайджанских и туркменских – их стоимость составляет около 100 долларов за квадратный метр шерстяного ковра.

Впрочем, данные цифры весьма условны, так как значение имеют размер (чем больше ковер, тем дороже каждый квадратный метр этого изделия), разнообразие цветового решения, а также плотность, из которой «вытекают» такие свойства, как сложность и детальность узора ковра.

справка жс

САМЫЙ-САМЫЙ

  • Самый большой в мире ковер находится в казино аргентинского курорта Мардель-Плата. Его площадь составляет 6 тыс. кв. м.
  • Самый древний из всех известных в мире стриженых ворсовых ковров хранится в Эрмитаже. По мнению археологов, его возраст составляет не менее 2500 лет. Драгоценная находка привезена с горного Алтая.
  • Самый изношенный ковер лежит под коленями у мусульман в Великой мечети в Сивасе, в Турции. По существующей традиции, старые ковры из мечетей не выбрасываются, каждые 30–40 лет на них настилаются новые. Первый же ковер покрыл пол Великой мечети еще в XI веке.

Меховая шубка для прекрасного пола

Известно, что сегодня все больше появляется почитателей современного стиля. Ясно, что восточные ковры с традиционным для них рисунком в минималистский интерьер вряд ли впишутся. В таких случаях выбирают либо ковры однотонные, либо украшенные редким, ненавязчивым геометрическим рисунком. В то же время в Европе большую популярность приобрели меховые ковры и шкуры. Некоторые известные итальянские фабрики к своим коллекциям мебели и аксессуаров предлагают ковры (например, Baxter, Bizzarri, Minotti).

Существуют целые каталоги продукции, по которым покупатель может выбрать вид натурального меха: корова, зебра, пони, коза, кролик, бобер, шиншилла и даже бурундук, кстати, европейцы почему-то называют его амстель. Можно выбрать различную окраску ковра: от белого до черного, от обычного, с крупными пятнами, до имитирующего мех леопарда. При этом всегда можно согласовать длину ворса и, конечно же, размеры ковра.

И в заключение поговорим о ценах. Меховые ковры недешевы. Так, круглый ковер из шкуры пони (производство Minotti) диаметром 4 метра стоит 9 тыс. евро. Что и говорить, немаленький ковер – немалая и стоимость. Прикроватный коврик из тибетской козы размером 60х120 см (производство Bizzarri) обойдется в 300 евро. Кстати, меховые шкуры дешевле, так как они нуждаются в меньшей обработке, чем ковры. Можно сэкономить и купив имитацию. К примеру, шкура зебры стоит 6 тыс. евро, а ее имитация, выполненная из шкуры коровы, – всего 1,3 тыс. евро. Производят итальянские фабрики и шерстяные ковры. Та же фабрика Minotti предлагает широкий спектр цветовой гаммы. Ковер размером 2х2 м обойдется его владельцу в 2 тыс. евро.

В общем, являясь символом богатства и благосостояния, ковры сами это богатство зачастую и составляют. Впрочем, хорошая ручная работа, дорогие материалы и эксклюзивность узора ценились всегда. А такой предмет интерьера, как ковер, история которого насчитывает уже более 8 тысяч лет, всегда занимает главное место в комнате. Он доминирует над мебелью и картинами, задает тон настроению и притягивает внимание. Это творение красоты, произведение искусства. У каждого ковра своя душа, своя индивидуальность. Каждый из них самобытен и неповторим. А это, согласитесь, дорогого стоит.

 


 


Автор: Пономаренко Ирина
Источник: Жилая среда