ФЛОРИСТИКА – ЖИВОПИСЬ ЦВЕТАМИ

Теплый сезон в наших широтах так короток, так хочется хоть немного продлить его… И это неплохо удается любителям флор-дизайна! «Ничто не вдохновляет так, как тепло, исходящее от ручной работы!» – признается Светлана Дмитриева, постоянная читательница «ЖС». Светлана пришла на курсы флористов по объявлению, и ее увлечение продолжается вот уже три года.

Что из чего вырастает

Задача флориста – увидеть материал. В ход может пойти все: коробочки лотоса, перья, грибы, бобы, скелетированные листья, пахучий эвкалипт, кожура ананаса и банана, спиралевидные картофельные очистки, крупы и даже рыбные кости. Художник подметит необычное в давно знакомом – и в композиции появится лакированный бублик; устанет от привычного и традиционного – и вместо каштанов и грецких орехов в коллаже окажется розовый орех пекан.

Специалисты используют профессиональный материал (как правило, голландского производства) – плоды так называемых экзотов и сухоцветы всевозможных сортов, крашенные в разные цвета. По своему качеству этот материал может сильно отличаться от растений, встречающихся в природе: к примеру, овес, специально выращенный, отборный – гораздо крупнее обычного.

А вот любителям приходится быть изобретательными. Материал для своих первых работ Светлана вообще выкапывала из-под снега. А на даче вырастила прыгающие огурцы, похожие на морских ежей, и длинную шишку-волосянку с сиреневыми бутончиками и нежным ароматом. Если заняться рассадой еще весной, то летом парник порадует декоративными кукурузой или тыковками (они бывают пупырчатые и полосатые, напоминающие крохотные арбузы).

Следующий шаг – обработка материала. Именно в ней суть флор-дизайна. Природный материал скручивают, ломают, тонируют лаком, краской, «глицеринят». Если не покрыть растение лаком или краской, будет не хватать акцентов – бликов и переливов.

Скажем, корнепластика, если ее правильно обработать, смотрится исключительно эффектно. Например, корешки малины необходимо сначала вымочить и отмыть от земли, потом можно зачистить кору, покрыть растение морилкой, а затем на отдельные его части нанести лак.

 

Профессиональные лаки и краски дороги, и художники нередко используют другие подручные средства – к примеру, лак для ногтей и автомобильную краску. А самый удобный клей – пистолетный силиконовый.

Классические основы

Сначала на курсах флористики изучали классические модульные композиции строгих геометрических форм. Простейшая из них – шар из пресс-папье, обклеенный кокосовым волокном, листьями, зернышками и… макаронными изделиями. Длинные фигурные макароны, покрытые краской, похожи на тесьму с оборочками.

Сравнительно просто выполнить и такие композиции, как конус из сухоцветов, покрытый золотом и серебром, или зонтик из скелетированных листьев. Довольно несложная, линейная работа – создание декоративной кухонной доски: пластмассовый фон закрывают листьями, доска украшается полосочками кожи, меха, линолеума. Таким же способом можно оформлять и шкатулочки.

Кстати, к украшению утвари предъявляются особые требования: например, на ложке отделка может присутствовать только на ручке, а на бутылке – везде, кроме горлышка. Существует такое правило: материал приклеивается либо вертикально, либо горизонтально, так как в природе под углом, как правило, ничто не растет. К примеру, орехи можно наклеить плашмя или «поставить» их. Рельефную композицию, в которой использованы оба варианта, будет интересно рассматривать с разных сторон.

Треугольники, вегетативы и панно

У известного флориста Александра Захаренко, участника многих международных выставок, Светлана научилась делать классические композиции, например треугольники с использованием сухоцветов. Они односторонние, и их можно вешать на стены и окна. В одном из них Светлана использовала траву, канареечник и полевые цветы. По ее мнению, жизнь такого треугольника длится не больше двух лет: он накапливает пыль и утрачивает энергетику.

 

Освоив классические основы, можно пробовать себя в более сложной работе под названием «вегетатив». Это имитация природного ландшафта. Вегетатив должен иметь несколько уровней, его показывают с разных ракурсов. В одной из композиций Светланы акцентом стал плоский гриб, окруженный мхом, веточками сирени и шишечками. На фотографиях, сделанных с разных точек, то выглядывают желтые цветы, то вдруг заиграют камушки. Сложность исполнения такой работы в том, что она должна просматриваться насквозь. Эта композиция имеет пропорции вазы, вертикальные и горизонтальные линии соотносятся по правилу золотого сечения – 1:1,414.

Вегетатив в итальянской технике «нандини» отличается большим количеством коллажного, то есть плотного материала (желуди, орехи, шишки, корнепластика, семечки, бобы). Садик-миниатюра может украсить как обеденный стол, так и журнальный столик.

Другой вид объемных композиций – икебана. Она составляется главным образом из сухоцветов. Впрочем, не исключено, что среди веточек и корешков затаится, к примеру, улитка.

Огромного мастерства требует коллажное панно, которое украсит любой интерьер. Сквозной или двусторонний коллаж будет зрительно разделять пространство. Он может быть выполнен с отцентровкой (одним центром) или быть многоцентровым (тогда материал группируется вокруг нескольких центров, образующих единое целое). Хорошо, если центр композиции приподнят, например, его густо усеивают ракушки, редея по направлению к краям.

В качестве фона могут выступать листья или ткань – гладкая или с драпировкой, одного вида или нескольких. Каркас сквозного, так называемого транспарентного коллажа состоит из рамки и решетки закрепленных на ней веточек либо стеблей – например, бамбука или тростника. Образовавшиеся окошечки выборочно заполняются – так, чтобы не перегрузить композицию. В своем коллаже Светлана использовала плоды стручковых, перья и скелетированные листья. Если повесить такой коллаж под потолком, все это будет колыхаться при малейшем дуновении.

Для всех коллажей действуют единые законы. Линия не должна обрываться, нужно ставить точку: на кончик торчащей веточки приклеивается ракушка, кора, плодики или стеклышки. Нельзя ограничиваться лишь точечным материалом, надо использовать и линейный, – это создает движение. Необходимо соблюдать уравновешенность композиции: один край не должен перевешивать другой; а если это сделано сознательно, то композицию необходимо уравновесить с помощью цветового решения, – как в живописи. Важно следить за цветовым соотношением: недопустимо, чтобы разные элементы композиции сливались.

Знание этих законов в сочетании с вашей фантазией обязательно дадут удивительные всходы!

 


 

 

Автор: Алексеева Виктория
Источник: Жилая среда