ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР

Смотреть кино дома – это приятно, это удобно. Дети вот получили возможность сутками напролет смотреть мультики (мы-то этого удовольствия в свои юные годы были лишены). А взрослые, то есть мы, можем не заглядывать судорожно в программки телепередач в поисках любимого фильма: купил диск и, сидя дома, смотри что хочешь и когда хочешь.

То есть по большому счету домашний кинотеатр есть у каждого, кто пользуется видеомагнитофоном или DVD-проигрывателем. Но это только так кажется. Разница между просмотром фильма в специализированном кинотеатре и в домашних условиях огромна. Кинотеатр – это специальное помещение, где все – свет, стены, кресла, техника – подчинены только одному: максимально качественно воспроизвести видеоизображение и звук, сделать реальной иллюзию, спроецированную на экран, достичь максимального погружения зрителя в видеомир. И это не просто слова.

По понятиям

Термин «домашний кинотеатр» появился в нашей стране лет десять назад, но до сих пор четкого понимания у киноманов, что ж это такое, нет. Одни продолжают считать, что в первую очередь – это большой телевизор или проектор с экраном, а значит, товар дорогой, доступный лишь немногим. Другие, видя в магазинах электроники наборы «домашних кинотеатров в одной коробке» по вполне демократичной цене в несколько сотен долларов, полагают, что DVD-проигрывателя и нескольких акустических систем достаточно для создания кинотеатра дома.

Те же, кто специализируется в создании домашних кинотеатров (их проектировании и инсталляции), морщатся от такой «непрофессиональной» трактовки понятия. «Домашний кинотеатр, – говорят они, – это качественная аудиои видеосистема, грамотно расположенная в пространстве, предназначенном для просмотра фильмов. Стоимость такой системы может достигать нескольких десятков тысяч долларов, а не двухсот-пятисот у. е.».

Кто прав? В какой-то степени и те, и другие. Но можно все-таки выделить несколько компонентов, присущих домашнему кинотеатру. Это, вопервых, аппаратура для создания видеоизображения (телевизор, плазменная панель, экран с проектором); во-вторых, акустическая аппаратура для воспроизведения звука и, в-третьих, условия для восприятия этого изображения и звука.

словарь «жс»
Сабвуфер – колонка, предназначенная для воспроизведения сильных низкочастотных звуковых эффектов. Это необходимо для обеспечения правдоподобности спецэффектов (таких как грохот взрывов, раскаты грома и т.д.). Его наличие значительно улучшает восприятие звуковой картины.
Фронтальные акустические системы (правая и левая колонки) во многом определяют класс системы, и к ним предъявляются более высокие требования. Именно эти колонки отвечают за основные музыкальные и звуковые эффекты.
Тыловые акустические системы предназначены для создания эффекта объемного звука. Для этих колонок не так важен воспроизводимый динамический диапазон, как удачно подобранные места расположения. Для создания наиболее реалистичного звукового поля необходимо, используя основные рекомендации, добиться верного расположения тыловых колонок опытным путем.

Каким должно быть место

Как говорят специалисты, для домашнего кинотеатра лучше всего выделить отдельное помещение площадью не менее 18–20 кв. м. Если оно прямоугольное, то желательно, чтобы его длина, ширина и высота заметно отличались друг от друга, причем лучше не в целое число раз.

Огромную роль при качественном воспроизведении звука играет звукоизоляция. Даже самые хорошие колонки и усилители не смогут «проявить» себя в полной мере, если само помещение домашнего кинотеатра не соответствует требованиям акустического оформления. Идеальным вариантом будет комната с диваном (или несколькими диванами), плотными шторами на окнах, с ворсистым ковровым покрытием на полу и специальной звукопоглощающей отделкой на стенах. Надо учитывать и разницу в требованиях для «двухканального стерео», которым мы обычно пользуемся для прослушивания музыки, и для многоканального «кинозвука».

Итак, задача состоит из двух компонентов: ограничить распространение звука за пределы помещения домашнего кинотеатра и не допустить проникновение внешних шумов. Скорее всего, актуальнее будет ограничить распространение звука вовне. Его проводниками могут быть стены, пол, потолок и щели или отверстия в них. Следовательно, надо хорошо изолировать помещение. Как? Например, создать двойную стену, причем внешняя ее сторона должна быть максимально неподвижной, а внутренняя, наоборот, обладать возможностью трансформации. Но входить-то в кинозал как-то надо! Значит, необходимо установить дверь специальной конструкции.

 

В том случае, если для домашнего кинотеатра невозможно выделить отдельное помещение, то многофункциональную комнату, к примеру, гостиную, следует правильно декорировать.

При соблюдении таких условий можно обеспечить необходимый уровень звукопоглощения. Хотя достичь 100-процентного результата почти невозможно, поскольку в самом помещении домашнего кинотеатра останется некоторое количество не поглощенного звука, которое все-таки повлияет на «аудиокачество». Следовательно, необходимо использовать специальные звукопоглощающие и рассеивающие элементы внутренней отделки. Еще один важный момент, о котором часто не задумываются, – это вентиляция. Системы вентиляции и кондиционирования должны быть установлены с учетом всех технологических требований и использованием специальных «тихих» воздуховодов.

Проделать все это без специальной подготовки, без консультации специалистов довольно проблематично. Для создания идеальных условий даже применяются специальные компьютерные программы, с помощью которых анализируются акустические характеристики помещения.

Однако даже в том случае, если для кинотеатра невозможно выделить отдельное помещение (что бывает нередко), то многофункциональную комнату (к примеру, гостиную) можно правильно «декорировать». Все те же плотные шторы, ворсистые ковры и поменьше звеняще-дребезжащих предметов (стеклянных вазочек на стеклянных же полочках, хрустальных люстр и т. д.).

Сколько

Многие из нас еще помнят проигрыватели и магнитофоны с монозвуком. Потом на свет появилось стерео, с двумя колонками, способными создавать объемный звук. В домашних кинотеатрах используется как минимум пять колонок (система воспроизведения звука Dolby Digital 5.1), а в наиболее продвинутых – семь колонок (формат 7.1): две фронтальные колонки, одна центральная, два боковых сателлита, задний сателлит, плюс, естественно, сабвуфер. Зачем? – спросите вы. Опять-таки для создания эффекта полного погружения в звук.

Какие

Традиционно для озвучивания в домашнем кинотеатре используется корпусная акустика, то есть напольные или полочные колонки (они различаются по размерам и весу). Корпуса колонок могут быть либо полностью закрытыми, либо снабженными фазоинвертором – отверстием определенного размера и формы, которое позволяет воспроизводить сигналы более низких частот.

Но в последнее время все популярней становится так называемая «интерьерная» акустика. Такие системы либо встраиваются в стены, либо имеют плоский корпус и вешаются на стену, как картина (при этом передняя панель действительно задекорирована дизайнерской тканью или представляет собой репродукцию работы известного художника). При этом качество звучания плоских акустических систем, по словам специалистов, ничуть не хуже традиционных корпусных, а в интерьер они вписываются лучше.

Где

Расстановка модулей акустической системы для домашнего кинотеатра осуществляется по определенным правилам. Фронтальные колонки и сам зритель в плане должны находиться в вершинах равнобедренного треугольника. По высоте колонки, как правило, располагают на одном уровне с «линией ушей», но в некоторых случаях их можно установить выше или ниже.

 

Расстановку модулей акустической системы для домашнего кинотеатра следует доверить специалистам.

Высота размещения влияет на тембральную окраску звука и высоту звуковой сцены. Точно так же изменяется звук в зависимости от расстояния от колонок до стены. Чем ближе они расположены друг к другу, тем более «подчеркнуто» звучат басы. В некоторых случаях это улучшает звуковую картину (особенно при сравнительно маломощных колонках), но часто перенасыщенный бас воспринимается как ненатуральный, искаженный «бубнеж».

А вообще для каждой колонки имеются определенные рекомендации, касающиеся расстояния от нее до стены. Центральный громкоговоритель помещается как можно ближе к экрану (ведь изображение героев и диалоги, за которые отвечает центральный канал, должны восприниматься как единое целое).

Фронтальные громкоговорители выдвигают несколько вперед относительно центра и немного разворачивают в его сторону – так, чтобы все они оказались расположенными по дуге окружности, в центре которой находится зрительское место.

Тыловые акустические системы часто располагаются на 40–60 см выше головы зрителя. Их задача – подчеркнуть объемный эффект звуковой картины. Угол поворота этих элементов подбирается настройщиком уже после установки, в процессе отладки системы. Сложнее всего найти «правильное» место для сабвуфера. Часто оно выясняется эмпирически: специалист просто передвигает сабвуфер с места на место и определяет нужную точку, исходя из качества полученного звука.

Слуховые предпочтения

Скажем честно, разобраться во всех параметрах акустических систем без специальных знаний и «звуковой» подготовки невозможно. Справиться с этим могут лишь специалисты или любители с большим опытом пользования качественных акустических систем, одним словом – меломаны.

Вот, к примеру, скажет ли вам что-нибудь такая характеристика, как чувствительность? Вслушайтесь в эту фразу: «Высокой считается чувствительность более 90 дБ/Вт/м, низкой – менее 85 дБ/Вт/м». Что она означает? Или другая: «Коэффициент гармоник в процентном исчислении показывает величину искажения громкоговорителем простейшего сигнала (добавление гармоник) тона определенной частоты (обычно 1000 Гц)».

Звучит как абракадабра. Продавцы дорогой акустики откровенно говорят, что среднестатистический покупатель не ориентируется в предлагаемом ассортименте, не высказывает предпочтений по наличию тех или иных технических характеристик, правда, добавляют они, в салонах, как правило, представлена техника высокого класса и, соответственно, цены немалой. Задача квалифицированных продавцов и состоит в том, чтобы помочь клиенту с выбором, подобрать для него оптимальный вариант.

По большому счету, для того, чтобы выбрать то, что нравится, нужно просто послушать несколько вариантов. Акустические системы с одинаковыми номинальными характеристиками будут звучать по-разному в зависимости от помещения, особенностей слуха конкретного человека и т.д. Тем, кто все-таки хочет проникнуть «в глубину» вопроса, можно посоветовать специальные журналы.

В качестве альтернативы сложному и кропотливому подбору аппаратуры предлагаются «кинотеатры в одной коробке» – системы, полностью укомплектованные необходимой техникой и готовые для «немедленного» подключения. В их состав входит набор акустики (обычно пять громкоговорителей плюс сабвуфер), ресивер и DVD-проигрыватель. Так как все компоненты выпускаются и собираются одним производителем, обеспечивается их наилучшая сочетаемость и четкое взаимодействие без дополнительной наладки. Соответственно, и внешний вид такого домашнего кинотеатра выдержан в едином стиле.

 

Отсутствие громоздкой мебели в домашнем кинозале способствует свободному распространению звуковых волн.

Зачем нужны инсталляторы

Как говорилось выше, домашний кинотеатр – это не только технические возможности аудио- и видеовоспроизводящего оборудования. Не менее важно решить, как и где расположить компоненты кинотеатра. И вот тут возникает ряд проблем. Например, куда деть все эти кабели. Ведь домашний кинотеатр – это не телевизор или холодильник, которые достаточно подключить к источнику питания. Каждый элемент необходимо соединить с ресивером, подключить к питанию.

комментарии специалиста


Эльжбета Чегарова
дизайнер

О взаимоотношениях дизайнера и инсталлятора

Почти всегда приходится идти на компромисс. Инсталлятору приходится подбирать компоненты домашнего кинотеатра, отвечающие не только высоким техническим требованиям, но и претензиям дизайнера – габариты, материалы, цвет техники должны соответствовать задуманному стилю. В задачу дизайнера входит проектирование мебели под технику (иногда эта мебель изготавливается по авторским рисункам) и подбор отделочных материалов для несущих поверхностей – стен, потолка, пола и драпировки окон, отвечающих требованиям хорошей акустики.

А ведь не очень хочется, чтобы все эти провода, как паутина в неубранной квартире, постоянно попадались на глаза и путались под ногами. Даже рекламируемые так называемые беспроводные системы необходимо подключать к розетке, так что беспроводность эта весьма относительна и основной проблемы не снимает.

Именно поэтому специалисты советуют прокладывать провода до окончания отделочных работ. Выбирать технику, т.е. оконечные устройства – мониторы, колонки, усилители и т.д., можно и после ремонта квартиры, главное – определиться, где что будет стоять, соответственно, туда и сделать проводку. Этой работой занимаются профессиональные инсталляторы, которые акустическую науку знают не понаслышке. Но и это еще не все.

Огромным плюсом работы с инсталлятором является то, что он сдает вам домашний кинотеатр полностью готовым к работе, настроенным так, как должно. Ведь купить технические компоненты домашнего кинотеатра – это только полдела. Всю эту технику необходимо грамотно расположить и настроить, в противном случае необходимого эффекта достичь не удастся.

Наиболее «тонкая» часть процедуры и наиболее важная – настройка акустической системы домашнего кинотеатра. Впрочем, решение этой проблемы все чаще поручается электронике, точнее – особой программе автоматической настройки. Внешне это выглядит следующим образом. К аудиовидеоресиверу (это устройство, ответственное за декодирование аудиовидеосигнала и его усиление) полностью собранного домашнего кинотеатра подключается микрофон, располагаемый в центре комнаты (там, где впоследствии будут находиться зрители), и по громкоговорителям передается серия определенных сигналов. Ресивер с помощью микрофона «слушает» все громкоговорители и перенастраивает параметры аудиосигнала для каждого из них, корректируя тембр, громкость, время задержки сигнала для каждого канала.

советы жс

Делайте правильно

Не стоит игнорировать советы специалистов. Хороший домашний кинотеатр можно «построить» только с помощью профессионала. Не стоит стесняться того, что вы не разбираетесь в той или иной акустической аппаратуре, не можете сказать, что такое хороший или плохой звук. Зачастую «качественная акустика» означает оборудование стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, то есть доступно не всем. Но даже дорогая техника именитых брендов без соответствующей качественной инсталляции и подготовки помещения не будет звучать идеально. И еще один момент – специалисты советуют использовать в домашнем кинотеатре только лицензионные диски, поскольку, по их словам, только на них записываются максимально качественное изображение и звук. Стоимость «правильных» DVD редко меньше 500 руб.

Сколько стоит

Как уже говорилось выше, стоимость домашнего кинотеатра может быть очень разной. Мы не собираемся уверять, что техника («кинотеатр в одной коробке») за $200–400 (от BBК, LG, например) не может называться домашним кинотеатром. Зачем же лишать удовольствия от просмотра фильмов с хорошим звуком большинство россиян! Тем более что несколько акустических систем в любом случае создадут более приятный звук, чем встроенные в телевизор динамики. Однако за эти деньги не стоит ждать чудес.

О более качественной технике можно говорить, рассматривая домашние кинотеатры от известных производителей (например, Sony, Panasonic и т.д.), стоимость которых начинается от $800 (без учета стоимости телевизора или панели). Компоненты индивидуально подобранного домашнего кинотеатра могут стоить до нескольких десятков тысяч долларов.

 


 


Автор: Воронин Олег
Источник: Жилая среда