Итоги рынка торговой недвижимости за 2020 год

Аналитики компании Maris в ассоциации с CBRE рассказали о тенденциях рынка торговой недвижимости и подвели итоги за 2020 год.

 

Предложение

По данным аналитиков компании, за 2020 год на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга был открыт гипермаркет «Максидом», культурно‐досуговый центр Green Park и третья очередь аутлета «Outlet Village Пулково». В общем объёме рынок торговой недвижимости пополнился 29 000 кв. м. Ушедший год принёс наименьший прирост качественных торговых площадей на рынке Санкт-Петербурга за последние двадцать лет (с 2000 года).

Арендопригодная площадь качественных торговых объектов Санкт-Петербурга на конец 2020 года составляет 4,08 млн кв. м и включает в себя торгово-развлекательные центры, гипермаркеты и специализированные торговые объекты.

Структура предложения по местоположению существенно не меняется в течение нескольких последних лет. Лидирует Приморский район, в котором функционируют 15% торговых центров, на втором месте – Московский район с долей 14%. Замыкает тройку лидеров Выборгский район Санкт-Петербурга — 11%.

 

Спрос

В 2020 году в Санкт-Петербурге оборот розничной торговли упал на лишь 2% по сравнению показателем 2019 года и составил 1 515,3 млрд рублей. Сложившиеся экономические условия привели к формированию модели потребительского поведения, ориентированной на стремление к экономии. Потребители стараются совершать покупки, ориентируясь на получаемые дополнительные бонусы, выраженные в скидках, проводимых акциях и мероприятиях.

В связи со снижением покупательской способности населения в 2020 году в России становятся более популярными магазины формата «жёстких» дискаунтеров. Основной потребительский спрос сместился в нишу «магазинов у дома». Именно в этом сегменте в 2020 укрепляли свои позиции на рыке как федеральные игроки, так и новые региональные операторы.

 

Вакансия

В 2020 году в среднем по рынку было вакантно 6,0% площадей. Этот показатель увеличился на 1,5% по сравнению с концом 2019 года.

 

Прогноз развития

В настоящих условиях не представляется возможным оценить, в какой степени пострадает покупательская способность населения и сколько времени потребуется для восстановления доходов на прежний «доковидный» уровень. Степень влияния также будет зависеть от своевременной реализации мер поддержки отрасли и их объёма.

 

Коммерческие условия

Ввиду низкой вакансии в качественных торговых центрах в первом квартале наблюдался незначительный рост запрашиваемых ставок на наиболее ликвидные помещения. Ограничения хозяйственно-экономической деятельности скорректировали ценовые показатели рынка в сторону понижения ориентировочно на 10-15%.


По материалам: Maris / CBRE